Владимир
Спиваковский

Блог

Volodymyr Spivakovskiy



О странах и странностях

Вопрос
нет аватара
Елена
09.12.2013

Владимир Спиваковский, доброе утро
как-то противоречиво получается: сначала мы говорим о том, что европейцы остро нуждаются в украинских интеллектуалах, а теперь узнаем, что иностранцев массово изганяют из ЕС. При чем не только нелегалов, но и обычных студентов – процесс поступление в Лондон, например, ужесточился, а кто там учится должен будет покинуть страну сразу после диплому.
Где логика? Или иначе – где правда? Нужны мы им или нет?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Нет, уже не нужны. Массово – не нужны. Теперь только отдельные интеллектуалы там смогут найти себе применение.

2. Почему? Потому что мы хитроумные. Всё время подменяем понятия. Вы всех, туда поехавших, записываете в интеллектуалы. А на самом деле, умных и мотивированных студентов туда от нас приезжает 1 из 10. Остальные учатся плохо, ведут себя плохо, прожигают и свою жизнь, и родительские деньги.

3. Так что логика у англичан и других европейцев есть. Они обнаружили, что ущерб от «балбесов», которые туда съезжаются со всего мира, начал превышать даже те огромные финансовые доходы, которые они получают от оплаты за обучение (30 млрд.фунтов). Представляете, они готовы даже поступиться этими своими доходами, лишь бы не терпеть таких «студентов». Значит, мы их просто достали.

4. У нашей страны уже давно неадекватное самомнение о своем месте в мире. Почему-то считается, что запад сплошь состоит из наших соотечественников. Расскажу-ка я вам историю о том, что я решил изучить этот вопрос более тщательно. И когда был в Америке в Силиконовой Долине, то в каждом здании, где я бывал, я ненароком спрашивал, «А сколько примерно у вас тут русских?». И записывал в записную книжку. В среднем оказалось, что на каждые 100 работающих было: 80 американцев, 8 индийцев, 5 русских, 3 латиносов и 4 – всех остальных.

Так что миф о том, что наши там на вес золота – слегка преувеличен.

2 комментариев | | | |

10.12.2013, 17:19 Анна Ваха: Я честно говоря не знаю, от кого исходит это завышенное мнение о наших умах. Я так не думаю. Вернее, ценятся умы в общем, а наши они, или арабские, или китайские - всем все-равно.

10.12.2013, 17:38 Василий Мироненко: Я тоже знаю, как там дела обстоят. Нигде в мире никого не ждут с распростертыми объятиями. Владимир правильно ответил, поддерживаю.

|


Вопрос
нет аватара
Взрослый

06.12.2013

Как вы оцениваете попытки реформы образования в Англии? Насколько оправдано такой резкий подъём оплаты за обучение? Неужели у них та же ситуация, как и у нас, когда столько юристов наплодили, что уже прислонить их негде? Насколько оправданы протесты студентов?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Миф о сверхъестественном британском образовании развеивается и главный поставщик студентов – Юго-Восточная Азия перестает туда ездить, отчего бюджет Англии недосчитывается 8-10 млрд. фунтов. И им нечем покрыть этот дефицит – только за счет повышения платы.

2. Насчет юристов – тут другая логика, которая их оправдывает: это их бренд, и юристы становятся не только адвокатами и судьями, но и владельцами бизнесов и чиновниками. А тут спрос огромный и все находят работу.

3. Студенты всегда всем недовольны. Вообще, их мечта – учиться без напряга, б е с п л а т н о , и чтобы после вуза была работа, притом высокооплачиваемая. Сами посудите: им предлагают заплатить 9 000 фунтов в год, чтобы они после вуза получали 30 000 фунтов в год. То есть это своеобразный бизнес для семьи с рентабельностью свыше 300%. А они бастуют, хотят всё получить даром.

1 Комментарий | | | |

06.12.2013, 16:55 Александра: Это и хорошо, что они всегда чем-то недовольны. Даже, я бы по-другому выразилась. Студенты - это максималисты, которые еще не потеряли веру в светлое будущее, а потом постоянно находятся в процессе борьбы за лучшее. И как раз они являются большой движущей силой.

|


Вопрос
нет аватара
Каракатица
04.12.2013

Добрый день, Владимир Михайлович! Прочитал недавно советы путешествий, приписанные Пауло Коэльо (в чем я очень сомневаюсь). Так вот, там написано, что для того, чтобы проникнуться колоритом города или страны, нужно отказаться от посещений музеев и заменить их посещением баров! Как думаете, хороший совет? Как вы поступаете во время поездок?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Музеи показывают прошлое страны. Бары показывают настоящее страны. Я бываю и там и там. И разговариваю с разными людьми – министрами и таксистами, бизнесменами и артистами, строителями и студентами. А также лезу в такие места, куда мало кто заглядывает.

2. Тогда складывается цельная картинка.

2 комментариев | | | |

04.12.2013, 17:58 Наташка: Каракатица, если вы хотите узнать народ страны, то лучше в бары)) Но если историю и культуру (не в бытовом понимании), лучше в музеи.

05.12.2013, 09:11 Максим Денисюк: Не всегда музеи - это история. Есть же музеи современного искусства и так далее. Правда, они тоже отражают только маленькую часть жизни местности.

|


Вопрос
нет аватара
Алекс-р
03.12.2013

Владимир Михайлович, в Киеве (я думаю, не открою для Вас Америку) разрушают или пытаются разрушить старые здания с целью построить новые. Вы как человек, смотрящий в будущее, как можете даный процесс прокомментировать? Стоит бороться за старые здания или лучше разрешать мажорам захватывать территории?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Киев ветшает. Он уже и не старинный город (как многие европейские города), и не город будущего (как Шанхай, Сингапур, Дубаи).

2. Киев – единственная столица в мире, которая повернута спиной к своей самой главной ценности – реке Днепр. Во всех столицах мира река и набережная являются самыми дорогими и самыми престижными местами. Там отели, дома, развлечения, прогулки на катерах, люди гуляют семьями с детьми. В Будапеште – Дунай, в Париже – Сена, и т.д. А у нас набережная превращена в отстойный путепровод, по которому мчатся грузовики и поезда. Я собрал целую коллекцию фотографий, как устроены набережные в современных городах мира. Киеву должно быть стыдно.

3. В Киеве нет того, что есть в каждом большом городе мира – километровой пешеходной шопинговой улицы без машин. В Киеве нет большого количества современных зданий и небоскребов, устремленных в будущее и архитектурно и стилистически. У нас в самом начале Крещатика, рядом с гостиницей Днепр, пустырь под названием «Вырванный зуб» стоит уже 15 лет, не говоря уже о гостинице Лейпциг и других местах.

4. Если думать только о том, чтобы сохранять старину, то надо учесть, что в 16 веке были такие же идеи сохранить на Крещатике «одноэтажные мазанки». И если бы эти идеи победили, то мы бы имели сейчас только мазанки, а не 3-7 этажные здания.

5. Я недавно ездил в Париж и специально изучал этот вопрос – после того, как увидел с высоты Эйфелевой башни – насколько красиво выстроены линии улиц и проспектов в этом городе. Так мне рассказали, что до 18 века в Париже был настоящий хаос с домами. Королю это так надоело, что он нашел одного немца Хауфмана, который, несмотря ни на какие препятствия, митинги и бойкоты, и только по воле короля, разрушил всю предыдущую домо-рухлядь до основания (200 кварталов!) и построил новый современный, ровный, изящный, с балкончиками город – теперь самый красивый в мире. А если бы они на это не решились, то Париж был бы сейчас похож на Каир.

6. Смотрите: все хвастаются визитной карточкой Киева – зданием Почтамта. Ну, а то, что оно настолько прогнившее и ветхое, что уже убило своим упавшим портиком 7 человек? А то, что туда внутрь на этажи зайти нельзя – полы проседают на 50 см, тараканы, туалеты дырчатые, затхлый запах… Да и то, что это здание было построено пленными немцами – не добавляет добрых чувств… И что плохого, что ветхий, прогнивший ЦУМ будет заменен на современный молл? Обидно, что этим занялись олигархи? Так пусть кто-то другой хоть что-то обновляет.

7. Вот люди ностальгически жалеют об Андреевском спуске. Да я сам горой встану за художников! Но смотрите: там же можно идти только в одну сторону – вниз, и то – ломая каблуки, спотыкаясь о неровные камни, по грязи. А вверх с Подола людям трудно подниматься в гору. В других странах я по таким улицам хожу взад-вперед по много раз, что-то да куплю. А здесь сами же художники ворчат, что мало покупателей, не понимая, что это место для покупателей неудобное.

8. Теперь хорошие новости. Я не сторонник радикальных мер. Моя формула такая: треть взять из прошлого, треть из настоящего и треть из будущего. Потому что гордиться оперным театром, Софией, и Домом Городецкого, конечно, можно. Это достижения предыдущей эпохи. Потомки же спросят: а что в начале 21 века было сделано такого, чтобы удивить мир, и что в 22 веке можно было бы всем показывать. А – ничего!

9. Моя позиция, наверно, уязвима и спорна. Но я сторонник эклектики, когда рядом стоят и старинные каменные ажурные дома, и стандартные коробки, и суперсовременные – в стекле и бетоне. Я езжу по всему миру и вижу как старательно там архитекторы соединяют, казалось бы, несоединимое. Теперь я эти свои фотографии выкладываю и здесь на сайте в разделе «Что где стряслось», и в Фейсбуке. И они, как мне кажется, должны радовать глаз.

10. Киев должен для себя решить – кто он? Если только город исторический, то надо его законсервировать и водить сюда только экскурсии. Но беда в том, что исторических объектов здесь наберется только на полчаса. Если это город прорыва в будущее, то надо звать всемирных архитекторов, которые построят сотню чудесных зданий, и это будет новое лицо страны, уверяю вас – роскошное лицо.

11. Мне понятно, что смешались разные понятия. Если бы строили городские власти, то это было бы простительно. А если олигархи – то «ату их»! На самом деле, решение есть очень простое. Надо составить перечень тех зданий и участков, которые н а в с е г д а неприкосновенны. Ещё один перечень, где проблемные здания и участки будут резко осовременены. И третий список – где можно и нужно свободно строить, устремляясь к удобному и красивому будущему. Пока этих списков не будет – будет вражда, непонимание и упадок.

12. Что плохого в том, что построили Dream Town на Оболони, хотя ворчали, что и метро, и аллеи на проспекте исчезнут? Что плохого, что построили высокие современные здания около Дворца спорта вместо ветхого катка? Другое дело, что у нас нет своих архитекторов. Я вам открою небольшой секрет. На архитектурном факультете (я там когда-то преподавал доцентом) до сих пор диссертации и дипломы защищают с помощью бумажных плакатов. А один-единственный на весь университет компьютерный мульти-проектор держат в кладовке. Но ведь для Киева-будущего нужен архитектурный взрыв идей и технологий.

В Гонконге за три года построили три длинных тоннеля и 5 мостов, и пробки испарились. Хотя было много проблем и споров. В Ереване (нищем по сравнению с Киевом) снесли в ц е н т р е города ветхий квартал и на его месте возвели роскошные дома и километровую пешеходную улицу, и ереванцы счастливы, что могут теперь там гулять, а не жить в клоаке. Будь на то моя воля, я бы вообще снёс весь квартал между улицами Крещатик-б.Шевченко-Пушкинская-Хмельницкого, и создал там оазис.

Извините, что немного длинно получилось.


Вопрос
нет аватара
Semeon
30.11.2013

Владимир, здравствуйте! Вы тут приводили в пример Китай. А не думаете ли вы, что немного неправильно построен бренд у этой страны? По крайней мере, при словосочетании «китайский товар» особо положительных эмоций не возникает.

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Да, такая ситуация была до недавнего времени, когда лейбл «Made in China» был вроде как «хуже некуда».

2. Вместе с огромной массой низкокачественных товаров, заполонивших весь мир, Китай мало-помалу «накопил жирок», а это пара триллионов долларов. И решил, что время дешевого ширпотреба уходит, и на эти денежки можно уже не товар этот производить, а купить франшизы у западных фирм на изготовление хороших товаров по лицензии. И осуществили этот план.

3. Решив эту задачу, китайцы пошли еще дальше. Накопив еще в 10 раз больше денег, и получив (заслуженно!) огромные западные кредиты, они стали скупать на западе целые заводы и торговые марки. Продукция стала высококачественной и вполне конкурентоспособной с, как это раньше говорили «белой сборкой».

4. И сегодня мощь Китая заключается в гигантской капитализации новейших производств. Посмотрите на обороте, где изготовлены планшеты, телефоны, телевизоры, мебель, стройматериалы, и т.д и т.п. И мы вполне уверенно ими пользуемся. Так что стереотип немножко поменялся.

И всё благодаря тому, что Китай последовательно осуществил блестящую экономическую комбинационную пятиходовку.

2 комментариев | | | |

30.11.2013, 13:07 Светлана К.: Китай в страны снг везет всякую дрянь, а нормальным странам продает нормальный товар.

30.11.2013, 13:51 Каролина: не знала, что у китая есть бренд

|


Вопрос
нет аватара
Helen
28.11.2013

Владимир Михайлович, здравствуйте! Зачиталась вами! Скажите, почему вы в серии зарисовок «О чем болит голова?» из всех стран уделили внимание России в первую очередь? Считаете, у нее голова больше всех болит?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Да, похоже на это. Никто так веками не морочит голову себе и людям вопросами: кто виноват, что делать и в чем суть загадочной русской души.


Вопрос
нет аватара
Виктория
26.11.2013

Добрый день, Владимир Михайлович! Восхищаюсь вашим умением отделять зерна от плевел и оставлять, в частности, в образовании, только самое важное и необходимое. Думаю, такие эксперты как вы нужно в каждой отрасли. Хочу спросить у вас как раз про «зерна»: до сих пор у нас существуют так называемые профстандарты – паспорта профессии. Могут ли они сегодня вообще существовать – ведь каждая вакансия и каждый сотрудник – индивидуальны!

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Да, вы правы, эти паспорта профессий – рудимент советской эпохи. Профессий уже нет, а их паспорта – … с просроченным сроком действия. Как говорится, «не валидны».

2. Поэтому надо учить не профессиям и специальностям, а набору умений, качеств, компетенций, знаний, которые можно применить в той или иной сфере деятельности. Скажем, врач теперь должен знать не только своё врачебное дело, но и компьютер, пару языков, менеджмент. Не говоря уже о том, что уметь разборчиво писать :-) .

2 комментариев | | | |

26.11.2013, 12:18 Семирамида Арсентьевна: Это вообще так глупо. Каждой компании на одну и ту же должность нужен совершенно разный человек. И навыки разные, и опыт. А тут - всех под одну гребенку.

27.11.2013, 09:38 Сат-ма: А еще у многих профессий нет паспортов, в том числе у контент-менеджеров, например.

|


Вопрос
нет аватара
Командор
25.11.2013

Владимир, здравствуйте! Как вам концепция рекламирования отечественной продукции, построенная исключительно на том, что это НАШЕ – взываемая к патриотическим чувствам потребителя?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Поздно! Времена «отечественной» продукции безвозвратно ушли. Смотрите: завод построен по итальянской технологии, на немецкие деньги, с сырьем из Африки, менеджментом из Америки, рабочими из Китая, обслуживается в австрийском банке, а прибыль уходит на Кипр. Продукция же называется, скажем, «Днепряночка» и завод расположен под Житомиром.

Вопрос: в какой степени эта продукция отечественная, и как это распознать? Ведь покупая продукцию этого завода, вы способствуете поддержке всех других стран, и в первую очередь, скажем, Кипра.

2. Увы, в эпоху глобальной экономики отечественной продукции не бывает.

1 Комментарий | | | |

25.11.2013, 20:15 Юлия: Все, что позиционируется, как отечественное, действительно, давно выкуплено иностранцами. Но, если это молоко, то производится оно все-таки в Украине (я надеюсь))) Однако в этом случае на патриотических чувствах не сыграешь.

|


Вопрос
Соня Е-л
25.11.2013

Владимир Михайлович, прочитала о Вас фразу «Мне нравится осуществлять прорыв не только в Европу, но и в Глобальный мир.». Получается, Европу Вы глобальным миром не считаете, почему?

Ответ

1. Ну, во-первых, потому что часто смотрю на глобус и путешествую по всем континентам.

2. В-вторых, потому что мир уже давно не состоит из границ и только соседей. Глобальная экономика накрыла всех и переиграла бывшие акценты.

3. В-третьих, меня не оставляет одна мысль. Вот смотрите: разве Южная Корея рвётся в Европу? Разве Южная Корея (не имеющая никаких ресурсов) плачет о газе и о непомерных ценах на него? Разве Южная Корея мечтает о европейских ценностях? Разве для процветания Южной Кореи (резделенной наживо пополам) является препятствием эта географическая рана?

Нет. Южная Корея – умная. Она поставила себе цель – стать передовой в мире. Отсюда и пошли Хюндай, Самсунг, и т.д.

4. Темне менее, для нас Европа – это на этом этапе цель достойная и хорошая. Хотя бы вырваться из оков прошлого. Просто придется прыгать в два прыжка. В Европу, а потом в мир.

4 комментариев | | | |

25.11.2013, 20:47 Кирилл: Было бы странно видеть Южную Корею в ЕС - хотя бы из географических побуждений.

25.11.2013, 21:03 Владимир Спиваковский: 1. Ну, а Азербайджан на Евровидении? А принадлежность Австралии и Японии по уровню развитости к... Западу (!?). Если вы включите телеканал Евроньюс, то 80% информации в нем не о Европейских проблемах.

(В самую пору сказать, что географ глобус пропил :-)

25.11.2013, 21:49 Георг: А между прочим, да, так и есть. Евровидение - вообще отдельный разговор. Там не только Азербайджан, но и треть участников - не из Европы.

26.11.2013, 12:20 GangnamStyle: Взять, к примеру, Францию - там уже арабов больше, чем коренных французов! Так что еще большой вопрос, европейская ли это страна)))) Вопрос о границах сегодня не принципиальный.

|


Вопрос
нет аватара
Декстер
16.11.2013

Доброго дня, Владимир! Я всегда думал, что в нашем высшем образовании еще не все потеряно, раз приезжают учиться из других стран. А тут узнал, что даже в арабских странах из 200 наших вузов принимается диплом только 28!!! И вообще иностранцы все больше и больше недовольны обучением у нас. Получается, мы не только не развиваемся в правильном направлении, мы вообще деградируем???

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Да, это наш большой секрет. Только вы его никому не рассказывайте.



Эта страница - и есть основа моего блога. Именно здесь вы можете задать любой вопрос на выбранную тему
(или любую другую) и получить ответ. А также посмотреть вверху на другие вопросы и ответы.

List

Животрепещущие темы от читателей