Владимир
Спиваковский

Блог

Volodymyr Spivakovskiy



О 5* звездочных школах

Вопрос
нет аватара
Катерина Пенкова
01.06.2013

Здравствуйте! Меня многие вещи в современном бизнесе удивляют. Например, зачем существуют курсы скорочтения? и почему до сих пор не придумали курсы скородумания?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Вы – большая умничка! Я тоже всегда этому удивляюсь. Конечно, надо учить смекалке, скорости реакции, уму, а не технике чтения.

2. Скорочтение – это ведь только процесс поглощения информации. А нужно чтобы эту информацию ещё уметь добывать, знать где, анализировать, фильтровать, обогащать и применять. Эти новые умения и навыки скоро станут доминирующими. И в 5-звездочных школах в первую очередь учат именно этому.


Вопрос
нет аватара
Агафоний
01.06.2013

О домашней работе. В школах, а дальше в высших учебных заведениях задавали и задают домашнее задание, но это не есть самообразование. Самообразование, на мой взгляд, – это работа по каким-то предметам из собственного интереса или потребность в знаниях этого предмета. И очень часто самообразование дает больше знаний, чем образование в учебных заведениях, по причине систематизации получения знаний. Конечно, я не говорю о том, что на выполнении домашнего задания можно ставить крест, потому что оно направлено в основном на закрепление материала. Учитывая объем работы старшеклассников «на дом», на это самообразование времени практически не остается. Поможет ли ситуации, если домашнего задания давать меньше?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Есть школы, где домашние задания не задают вовсе, и там результаты развития у детей ума и воображения бывают не хуже. Вы правы, важно понимать – что задается, зачем и на что рассчитано.

2. Уже в ближайшем будущем домашние задания будут выдаваться не на закрепление материала, а на поиск информации, ее добычу, анализ, фильтрацию, обогащение и составление новых видов информации. Тогда заучивание наизусть отойдёт в прошлое.

3. Представляете – какой парадокс: эпоха называется информационной, а учеников работать с информацией не учат! Но это ненадолго.

2 комментариев | | | |

01.06.2013, 13:16 Марк: Владимир, вы правы, домашние задания не в таком формате как сейчас должны даваться...

06.10.2013, 18:23 Николай: Здравствуйте! У меня вопрос по домашнему заданию по теоретическим предметам на музыкальном и художественном отделениях школы искусств. Я понимаю, что дети перегружены в общеобразовательной школе, т.к каждый учитель там , считая свой предмет "самым главным", дает задания по выполнению проектов и презентаций, при этом не обучая выполнению этих заданий. Дети обращаются к родителям, а те, всовю очередь, выполняют задания за детей. Получается порочный круг...
при всем этом и в школе искусств детям дается домашнее задание на закрепление материала по теоретическим предметам:сольфеджио, музыкальной литературе и истории искусств. В школе искусств мы задаем на музыкальной литературе и истории искусств задания на поиск информации, которую дети потом приносят на урок и рассказывают о найденном в разрезе информации, необходимой по данной теме. Часто дети приходят с отсутствующей информацией, ссылаясь на загруженность и недостаточность времени на подготовку. (естественно, лукавя при этом, т.к. и в школе они говорят о том же) Как вырваться из этого порочного круга?


|


Вопрос
нет аватара
Валик
01.06.2013

Владимир, добрый день! Как бы Вы отнеслись к тому, если бы все образование в Украине стало платным?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Отнёсся бы отрицательно. Пропорция (в среднем образовании) должна быть такая: 80% бесплатного, 20% платного. У родителей должен быть выбор по качеству школ, по их особенностям и цене.

2. В в ы с ш е м образовании ситуация иная. Там есть модели преимущественно платного образования (США, Англия), и преимущественно «недорогого» – в континентальной Европе. И в том и в другом случае есть свои преимущества и недостатки.

3. Но деньги – не решающий фактор. Потому что везде учат плохо. Это не потому что я так думаю, а потому что выпускникам нет работы, и они мало что знают/умеют/могут. Поэтому по моей модели высшее образование должно быть устроено совсем по-другому. И по содержанию (чему учить) и по форме (как учить), и кем учить, на какой результат. Только потом можно посчитать сколько это должно стоить, и кто за это должен заплатить.

Тогда будет всё понятно и эффективно.


Вопрос
нет аватара
Елена
30.05.2013

Владимир, здравствуйте! А как вообще в Киеве обстоят дела с частным образованием? Вы отслеживаете? Интересно, есть ли тенденция к увеличению количества частных школьных заведений?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Ситуация такая. В Киеве 44 частные школы – очень разные, но очень хорошо, что они есть и у родителей есть выбор. Минус в том, что количество их не сильно увеличивается, последняя была открыта лет 10 назад. Тем не менее, спрос на обучение в частных школах неуклонно растет, и те школы, которые есть, они и составляют рынок частного образования. Вполне устойчивый и востребованный.

2. Если интересно посмотреть их перечень и рейтинг по 32 параметрам, которые отражают очень многие детали и различия, а также соотношение цена/качество, и категории по звездочкам (5* – 4* – 3*), то эта информация выложена здесь:

http://xvatit.com/exclusive/rejting-chastnich-schkol/


Вопрос
нет аватара
Инга
29.05.2013

Здравствуйте! Начала читать книгу «Образовательный взрыв» с главы «Уроки ума» и поняла, что из школьных формул ничего на помню… Теперь вижу всю нелепость украинского образования, которое состоит из никому не нужной зубрежки. Моему сыну 5 лет. Увы, он еще «попадает» под эту абсурдность. Сколько времени Вы прогнозируете для 100%й смены системы образования? Может, хоть моим внукам повезет…

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Мы приступаем к созданию Всемирной сети пятизвездочных школ в 10 странах мира. Это будет пилотный проект на 3-5 лет. От этих школ, по цепной реакции будут распространяться новые образовательные технологии и новый фундамент знаний.

2. По моим предположениям захотят воспользоваться этими новыми технологиями примерно 10-20% школ, которые решат стать прогрессивными. Остальные будут придерживаться по-прежнему консервативных устоев. Таким образом через 5-10 лет будут школы для прогрессивных и здравомыслящих родителей. А где именно они будут – это зависит от руководства городов и стран. Впрочем, могут появиться сообщества таких влиятельных родителей и инвесторов, которые захотят такие школы для себя и своих детей.


Вопрос
нет аватара
Наталья
28.05.2013

Уважаемый коллега! Позвольте полюбопытствовать, как выбираете учителей? Каковы критерии? Я работаю в одной из частных школ Киева и прихожу к выводу, что нужны не творческие учителя, а послушные солдафоны, прислуга, черт знает что, но не учитель-профессионал!

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Увы, действительно, постепенно снижается роль учителя-профессионала-предметника, знающего исключительно только свою геометрию или валентности или законы Бойля-Мариотта. Ведь давно ведётся дискуссия о неэффективности предметно-урочной системы.

2. Будущее за теми, кто стремится стать коучем, то есть, не только знатоком своего предмета, но и обладает более широкой эрудицией в смежных и несмежных сферах знаний и умений. Такие коучи являются «компетистами», то есть они во многом компетентны. Именно такие коучи могут сегодня дать не только узкопрофильные знания, но и умения/навыки/компетенции, которые ученикам так нужны для реальной жизни.

3. Учитель-коуч не только пересказывает учебник (даже очень креативно и увлекательно!), но и является для ученика штурманом, навигатором по многим жизненным ценностям. Такими иногда являются тренеры в спорте: они не только профессионально занимаются с юными дарованиями физкультурой, разминкой и показывают как прыгать. Но и «нянчатся» с ними, хотя это нигде и не прописано.

4. У нас есть учитель истории – он ас в компьютерах. Его боготворят и дети, и коллектив. Есть учитель английского – он 10 лет плавал переводчиком вокруг света, и его ученики знают не только английский в совершенстве, но и многое другое о мире из первых рук. То есть сегодня ценится многоумение, которое как стиль жизни и знаний передается от учителя-коуча – ученикам. При этом надо ухитряться всё успевать: и научить, и соответствовать программе, и необходимые журналы заполнять, и с родителями общаться, и выстраивать лояльные отношения с коллегами, и быть авторитетным для детей.

Впрочем, школы бывают разные. Есть школы, особенно в Англии, где ничего этого не требуется – отчитал профессионально урок, и гори оно огнём, пусть что хотят, то и делают. И все едут в Англию за таким подходом. Есть и другие школы, с другим стандартом.

5. Так что вы вполне можете выбрать ту школу, в которой ваш талант будет и замечен и высоко оценен.


Вопрос
нет аватара
Дарья К.
27.05.2013

Ваша идея захватила многих людей, которые хотели бы работать в такой необыкновенной школе Облаке. Как же это организовать? Может, как-то собраться и начать действовать?
Что скажете?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Да, мы уже начинаем получать заявки от учителей и школ, которые хотят быть причастными к Облаку.

2. Скорее всего, мы начнем эту организационную работу уже в ближайшее время. Всё-таки создание 5*звездочной школы даст учителям тот импульс, который случается в жизни один раз. Особенно тем, кто успеет, кто поймёт, кто впишется, кто разовьёт свой сегмент. Они окажутся очень везучими людьми.


Вопрос
нет аватара
Настя
23.05.2013

Добрый вечер, Владимир!
Ознакомилась с Вашей книгой «Образовательный взрыв«.
Возможно, плохо ознакомилась, конечно…
Но меня смутила Ваша «система звездочек«.
Разве можно школьников (еще по сути детей, у которых еще не сформировалось сознание, которым очень легко привить комплексы) разделять по принципу «кто-то лучше, а кто-то хуже» и т.д.???
Мне кажется, это кощунство со стороны взрослых людей!

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Вы считаете, что не надо им разбираться что такое лучше и хуже? Некоторые взрослые ведь в самом деле думают, что дети такие слепые, что ничего не видят и ничего не понимают.

2. Ведь это взрослые устроили такое общество, в котором не только плохо учат, но учат не тому и не так. Да еще и скрывают это. Иначе, почему столько вокруг неумех и незнаек, не приспособленных к жизни?

3. Я несколько раз в тексте упоминал, что некоторые главы – не для слабонервных и могут лишить покоя. Пропускайте эти страницы.

4. Ваше небольшое заблуждение состоит в том, что я разделял не школьников на «звездочки», а школы. А это абсолютно разные вещи.


Вопрос
нет аватара
Борис
23.05.2013

Добрый день

Осенью дочь пойдет в первый класс, но школу начали выбирать уже сейчас. Огромную благодарность выражаем за Вашу систему звездочек, но в ней есть одно несовершенство.

Вы показали школы по разным параметрам, в зависимости от приоритетов родителей, а вот какими должны быть эти приоритеты – не указали.

Например, я вообще не знаю, какая школа лучше: большая или маленькая, французский или математика.

Может, я плохой отец, но как могу решать подобные вещи, тем более, что когда я учился мои родители об этом вообще не задумывались.

Но сейчас меня тревожит другое:

Как считаете, нужен ли школе, помимо столовой, буфет, где дочка смогла бы покупать дополнительно шоколадки и конфеты или наоборот, нужно выбирать школу, где его нет?

Я догадываюсь, что Вы ответите «ну, это в зависимости от того, хотите ли Вы, чтобы Ваша дочь ела шоколад и конфеты».

Я на это скажу так: хочу, чтобы она умела выбирать, а не ограждать ее от всего плохого и вредного, вырастив тем самым существо, которое падает с ног от ветра.

Но с другой стороны, ей всего 6 лет, вряд ли ее выбор падет в пользу супа, когда есть Сникерсы…

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Ключевое слово в вашем посте: хочу, чтобы она умела выбирать. Для этого надо вам с ней и со всей семьей часто говорить на эту тему выбора: школы, супа, предметов, сникерсов, и всего остального.

2. В системе звездочек есть и конкретные параметры: там указано, что надо, чтобы школа отвечала 1*,2*,3*,4* или 5*. Эта таблица размером с плакат формата А1, и она в книгу не поместилась, но на сайте есть.


Вопрос
нет аватара
Просто Мария
19.05.2013

Владимир Михайлович, здравствуйте! Сейчас по Интернету летает новость, что в этому году в школах Киева подключат Wi-Fi. А как в Гранде решили вопрос с интернетом? Как давно он внедрен в лицей?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Разные-преразные новости имеют удовольствие летать по Интернету. Особенно с глаголами в «будущем времени»: построят, подключат, вырастят, обеспечат и осчастливят. Читайте и надейтесь. Ведь проблема не только в том, что «подключат», а в том – что именно из Интернета на уроках извлекать. В обычных школах к интернет-технологиям пока не привыкли, а это специальные технологии, уж поверьте мне.

2. Значит, рады будут только дети, которые будут ловить разные сайты на свои планшеты, а учителя будут это раздражительно запрещать и пресекать, как сейчас происходит с мобильными телефонами.

3. Отдельную историю вам расскажут сисадмины, о том, сколько в больших зданиях школ надо провести «точек» Wi-Fi, и сколько будет стоить обслуживание. Раньше так же восторженно сообщали, что в школы внедрят компьютеры. Вы видели, как они используются?

4. В Гранде Wi-Fi устойчиво работает уже 3 года. На каждой парте нетбук или ноутбук. Все учителя с компьютерами «на ты», и уроки строятся с включением Интернета (из Гипермаркета Знаний), телепрограмм (ТВ тоже подключены в классы на плазменные экраны). Кроме того используются и другие источники свежей знаниевой информации.

Главное – не то, что «подключат», а что с этим делать, и на какой школа нацеливается конечный результат.



Эта страница - и есть основа моего блога. Именно здесь вы можете задать любой вопрос на выбранную тему
(или любую другую) и получить ответ. А также посмотреть вверху на другие вопросы и ответы.

List

Животрепещущие темы от читателей