Владимир
Спиваковский

Блог

Volodymyr Spivakovskiy



Что где стряслось

09.12.2013  Тема: Сизифов труд

(немножко длинно)

З а к а н ч и в а е м развенчивать мифы нашей системы образования (окончание).

Миф 9. Чтобы добиться благополучия, надо много учиться (?).

Это не совсем так.

Богатство, увы, не есть результат тяжёлого и упорного труда. Богатство – это отклик на смекалку и везение.

Если каждому полагалось бы по труду, то самым богатым должен быть Сизиф, который, в очередной раз, вкатывая тяжеленный камень на гору, то и дело пыхтит: «Терпенье и труд всё перетрут».

Вот так и побуждение учиться всю жизнь некоторые воспринимают буквально: и учатся, и учатся, и учатся… А работать и жить – когда?

У нас ещё осталось ощущение, что, для того чтобы побеждать на международных олимпиадах, надо «упираться рогом» с детства. Но сейчас на международных олимпиадах лидирующие места занимают недозагруженные сингапурцы, австралийцы, финны и датчане.

Мы ударились в желание быть архаичными стахановцами, которые героически рубили уголь, как потом выяснилось, совершенно напрасно. В западном курикулуме предметов гораздо меньше – 10-15 (у нас 20-25). Но они дают детям целостное представление о мире.

Против их обобщённого ц е л ь н о г о блока «Природа» мы выставляем семь предметов: природоведение, ботанику, зоологию, анатомию, биологию и географию.

Против их ц е л ь н о г о блока «Науки» мы выставляем арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, химию, астрономию. Против их цельности и системности мы выставляем фундаментальную, но р а з р о з н е н н у ю глубину.

Можно было бы спорить, придумывая всё новые и новые аргументы в пользу эффективности бывше-советского подхода, например, что наши специалисты на Западе очень ценятся. Но не стоит тешить себя иллюзиями, не так уж они и ценятся. Пробиваются единицы.

Говорят, что наших программистов, биологов и математиков на Западе принимают с распростёртыми объятиями. Я побывал в некоторых таких западных компаниях и убедился, что наших там – по 5-6 человек на 1000 персонала. Всего-то.

Так что для того, чтобы добиться в жизни благополучия, нужно в школах и университетах совсем по-другому развивать ум, память, характер и душу. Иначе получится Сизифов труд.

…Sorry, что я с этими эпическими 9 мифами за прошедший месяц слегка злоупотребил вашим терпением и вниманием, написав столько букв. Но скоро начну выкладывать нечто такое, противостоящее этим мифам и стереотипам, что аж дух захватит.

Спасибо, что читаете.

Конец.

(Начало в постах от 7– 8, 11-12-13, 19, 26 ноября, 5 декабря. А также в книге «Образовательный взрыв»).http://xvatit.com/hot/obrazovatelniy-vzryv.php

7 комментариев | | | |

09.12.2013, 17:06 Марк: Чтобы добиться успеха в жизни, нужно чтобы совпало множество факторов. Одних только знаний недостаточно. Люди иногда удивляются: а как это Вася такой глупый а стал звездой? Значит, не такой уж Вася и глупый... Или кроме ума ему еще что-то понадобилось для достижения успеха, чего не было у его более умных коллег или одноклассников.

09.12.2013, 17:28 Любава: Вот тут мне вам даже возразить нечего!

09.12.2013, 17:29 Остап (молодой педагог): Как объединить несколько предметов в блок "Природа", я еще понимаю. Но совершенно не представляю, как все науки можно изучать в одном блоке.

09.12.2013, 17:33 Александр: Говоря на вашем же языке: чтобы добиться благополучия, нужно не много учиться, а много действовать.

09.12.2013, 17:51 Ольга: Полностью согласна. Трудитья несомненно важно, но подходить с умом.

09.12.2013, 17:53 Анна: У меня когда дочка спрашивает, а зачем мне єто надо учить, я сама теряюсь. Часто просто не знаю что ответить.

09.12.2013, 19:44 Лиза: Я думаю дело даже не в объединении в блоки, а в перегруженостью ненужной информацией.

|


09.12.2013  Тема: Игра

Игра – это серьёзно, это не шутка. Игра требует внимательности, сосредоточенности, стремления к результату, взаимодействиям, коммуникабельности, ума, памяти.

В игре смеха – всего 10%. Остальное – энергетика и ум.

5 комментариев | | | |

09.12.2013, 16:33 Юля Пехова: Дети совершенно по-другому игры воспринимают)

09.12.2013, 16:36 Ольга: Именно поєтому игра - основа познавательной деятельности для ребенка

09.12.2013, 17:32 Екатеринка: Взять шахматы, к примеру. Какой там смех? Там и 10% нету - сплошной ум и сосредоточенность.

09.12.2013, 18:50 Ольга Д.: Смотря еще какие игры - а то есть и такие, где вообще никакого смысла, и ума не нужно.

09.12.2013, 19:42 Лиза: Сейчас обучающие компьютерные игры дают возможность усвоить материал в разы быстрее чем учебник. Не на то государство тратит деньги и людские ресурсы

|


09.12.2013  Тема: А если смешать?

Что произойдёт, если смешать рэп с симфонией, геометрию с литературой, немецкое качество с восточным хокку?

А ведь это нас уже скоро ждёт.

5 комментариев | | | |

09.12.2013, 16:14 Юля Пехова: Это фьюжн))

09.12.2013, 16:16 Данил: новый продукт. я за эксперементы!

09.12.2013, 16:26 Сеня: Это не самая большая наша проблема.

09.12.2013, 17:30 Галина Андрияшевич: Рэп с симфонией уже давно какой-то умник смешать догадался! Слышала не раз!

09.12.2013, 18:52 Viktan: Знаю литературу, объединенную с арифметикой:
17 30 48
140 10 01
126 138
140 3 501

А с геометрией еще не слыхал. Наверное, что-то подобное)


|


09.12.2013  Тема: Распространение информации

Раньше били в колокола, а теперь перепостчивают.

(или перепощивают, перепосщивают, перепосчивают, перепотчевают).

Как правильно?

6 комментариев | | | |

09.12.2013, 15:44 Инга Солнце: Делаю репосты

09.12.2013, 15:45 Юля Пехова: Репостят - так правильно

09.12.2013, 15:51 Сеня: Передача информации стала эффективнее

09.12.2013, 15:53 Данил: Раньше били в колокола, а теперь бьют по голове, а потом перепосчивают.

09.12.2013, 15:58 Доктор Кто: Репостят!

09.12.2013, 16:20 Сеня: Интересная тенденция. Как сказать "бьют в колокола" одним словом никого не парит, а сделать перепост одним словом очень необходимо

|


09.12.2013  Тема: Резонанс

Важна не правда, а резонанс.

Правду всё равно не найдёшь, а резонанс всем нравится.

6 комментариев | | | |

09.12.2013, 15:14 Квитаночка: Узкие размышления

09.12.2013, 15:16 Mari Pinchuk: Может и не всем нравиться, но именно он обладает наибольшим эффектом.

09.12.2013, 15:22 Сергей: пиарщики эту тему давно прохавали

09.12.2013, 15:35 Сеня: Резонанс чаще всего и не нравится. Но цепляет

09.12.2013, 15:59 Павел: Резонанс - не резонанс, но освещение одной и той же проблемы, как минимум с трех стороны - это основа журналистики.

09.12.2013, 15:59 Данил: Значит ли это, что резонанса надо добиваться всеми правдами и неправдами?

|


09.12.2013  Тема: Демократия

Деление на монархию, аристократию, олигархию и демократию придумал Аристотель ещё в 4 веке до нашей эры. И эта градация сегодня безнадежно устарела, так как всё уже давно перемешалось.

Даже сейчас в нашей стране в равных долях присутствует и олигархия, и монархия, и аристократия, и демократия. Ну, и что толку от этих терминов? На что их надеть?

Ведь на самом деле, демократия – это вовсе не власть народа. Демос – лишь часть п р о с в е щ е н н о г о народа. Того народа, который в древности имел 7 свобод-искусств (музыка, риторика, логика, грамота, математика, геометрия, астрология), и специально у ч и л и с ь им.

Остальные назывались «охлос», охломоны, те, кто не имели права избирать. Потому что охлосы живут одним днём. А Демосы – стратеги, заботящиеся о будущем своего народа, и дорожащие своей миссией.

Может, и сейчас ввести ценз?

6 комментариев | | | |

09.12.2013, 15:06 Лиза: как-то даже дико это читать

09.12.2013, 15:06 Квитаночка: В том и вопрос, кто этот ценз определять будет?

09.12.2013, 15:14 Mari Pinchuk: Я бы возростной ценз в Украине ввела. Бабушки и дедушки, голосующие за кг сахара, подаренный депутатом или из своих идейных соображений из прошлого столетия, являются самой активной частью электората

09.12.2013, 15:19 Сергей: это к сожалению не возможно. Но сделать так, чтобы в будущем демос количественно преобладал на охлосом - в наших силах

09.12.2013, 16:00 Данил: "А судьи кто"?

09.12.2013, 16:01 Марина: А кто будет делить людей на просвещенных и охламонов? В любо случае, это будет субъективно - можно будет подкатить, заплатить, договориться.

|


09.12.2013  Тема: Применение разума опасно

Попытка Платона выступить в роли полит-консультанта при дворе сиракузского тирана Дионисия закончилась тем, что последний продал философа в рабство.

Так что публичное применение разума опасно во все времена.

4 комментариев | | | |

09.12.2013, 14:35 Артур: А пример "наоборот" случайно не больше

09.12.2013, 14:52 Лиза: )) публичным применением разума у нас мало кто болеет, а все равно в рабстве

09.12.2013, 15:38 Сеня: Лиза, согласен. Личное рабство или коллективное, один хрен

09.12.2013, 16:03 Виталий: Нужно быть хитрее - консультировать, но не показывать свое превосходство.

|


09.12.2013  Тема: Книги

Чтение книг – это интервью самого с собой.

Задаешь себе вопросы – а ответов нет. Начинаешь книгу листать быстрее – опять пусто.

А потом наткнулся на ключевое слово, зацепился, и это самоинтервью сложилось полным пазликом.

4 комментариев | | | |

09.12.2013, 13:22 Куликов Михаил: Не всем дано умение складывать такие паззлы.

09.12.2013, 14:40 Артур: Все происходящее в жизни- єто интервью с самим собой, в принципе

09.12.2013, 14:54 Лиза: почему же с самим с собой? зацепило ведь чье-то слово, чья-та мысль, твоей является лишь дальнейшая реакция

09.12.2013, 16:04 Иван: Поиск ответов - вот что такое чтение. А интервью с самим собой - это любая мыслительная деятельность в принципе.

|


09.12.2013  Тема: «Я» с большой буквы

На меня с детства шикали: «не я-кай!», нечего, мол, хвастаться. И вообще «я» – последняя буква в алфавите!

Я вырос, и когда учил английский язык, сразу заметил, что они про себя своё «я» пишут с БОЛЬШОЙ буквы “I”. Например, “Today I will go to the cinema”. Сравните, как бы это звучало у нас: «Сегодня Я пойду в кино».

Вот откуда в других культурах возникают истоки самосознания и самоуважения. А также «прав человека». Эти права у них не искусственно-юридические, а они природные, когда «Я» всегда пишется только с большой буквы.

5 комментариев | | | |

09.12.2013, 12:32 Олег: Меня это тоже всегда удивляло, в хорошем смысле слова. А то, что американцы - молодцы - давно не секрет.

09.12.2013, 13:04 Анна: "Возлюби ближнего своего, как самого себя".

09.12.2013, 13:07 Сергей: Полностью с Вами согласен. И сам на это вниманте обращал.

09.12.2013, 13:34 Артур: У нас пока нет морального права, писать я с большой буквы. Давайте добьемся хотя бы искусственно-юридической свобода. тогда возможно у наших детей она будет природной

09.12.2013, 14:56 Лиза: одно дело "я - хвастовство", другое дело "я - ответственность".

|


06.12.2013  Тема: Встреча с Амосовым

Академик Николай Амосов. Сегодня ему исполнилось бы 100 лет.

Встреча с Николаем Михайловичем Амосовым в моей жизни стала знаковой. Я читал его книги и статьи, написанные не очень гладко, но остро и точно. Он был дальновидным философом, с особой системностью мышления. Ведь врачу нужно одновременно и действовать немедленно, и думать о вечном.

Надо, говорил он, конечно, лечить болезни – так делает большинство врачей. Но на самом деле надо делать человека здоровым.

Как получилось, что мы познакомились? Мне позвонил академик Михайленко, и сказал, что моя деятельность в образовании заинтересовала Амосова, и он приглашает меня на 15-минутную аудиенцию.

Квартира Амосова была большой, (в доме, где аптека на Богдана Хмельницкого), но обставленной по-спартански скромно. Он сидел за компьютером, в его-то годы. Мы проговорили 4 часа. Он задавал много вопросов, выслушивал ответы. Я осмелел и даже вступал в полемику.

Темой было не столько образование, а экономика. Мы обсуждали, какими могут быть нестандартные ходы в развитии страны и их последствия. Он писал тогда большую книгу.

Ему нравились мои теории в образовании: малых дел, правой и левой ноги, последнего миллиметра. После каждой он от души смеялся, делая пометки. Я чувствовал, что встретил родственную душу.

Тогда он сказал, что вечные идеи требуют четырёхмерного мышления.

8 комментариев | | | |

06.12.2013, 16:10 Даша: Приятно когда родственная душа, душа такого масштаба

06.12.2013, 16:20 Анна: АМОСОВ. Действительно человек с четырехмерным мышлением самых разносторонних интересов. Как по Вашему, компетист?

06.12.2013, 16:29 Владимир Спиваковский: Да, конечно. Врач, писатель, философ, ученый. Во всём добился прекрасных результатов, мирового значения.

06.12.2013, 16:29 Борисук Светлана: Это был великий человек, я читала о нем.

06.12.2013, 16:53 Гасанов М.: Четырехмерное мышление... Многие из современников только одинарным, и то слабеньким, наделены.

06.12.2013, 20:43 Rim-rim: А почему гениального медика вдруг так заинтересовало образование? Не его же стезя? И даже пометки делал - значит, не простое любопытство.

08.12.2013, 23:46 Якуб: Я восхищаюсь этой личностью!!!

09.12.2013, 14:58 Лиза: А если бы в то время фейсбук был, вот бы Амомов общение развернул)

|



Эта страница - и есть основа моего блога. Именно здесь вы можете задать любой вопрос на выбранную тему
(или любую другую) и получить ответ. А также посмотреть вверху на другие вопросы и ответы.

List

Животрепещущие темы от читателей