Владимир
Спиваковский

Блог

Volodymyr Spivakovskiy



Что где стряслось

12.11.2013  Тема: В чем отличие?

Мой американский друг Джон однажды спросил меня:

– Знаешь, чем вы отличаетесь от нас, американцев?
– Ну, колись, – говорю.

– Вы очерчиваете вокруг себя круг, состоящий из одних запретов, ограничений, правил, лимитов, страхов, устоев, традиций, мнений. И пытаетесь в этом жутко ограниченном пространстве что-то делать, танцуя «на одной ноге». Вы сами раздражаетесь от этой своей ущербности, но терпите её, постоянно конфузясь и жалуясь на судьбу.

– А вы?
– У нас всё наоборот. Мы ставим перед собой цель и беспощадно меняем любые законы, правила, лимиты, традиции и ограничения. Живём по принципу: вижу цель – не вижу препятствий!

6 комментариев | | | |

12.11.2013, 14:55 Дунаевский: И у нас есть такие, которые не видят перед собой препятствий. Так же, как и у них - тех, кто постоянно чего-то боится.

12.11.2013, 16:28 Света Нарицкая: Не чесала бы я всех под одну гребёнку, ну, ваше право...

12.11.2013, 16:46 Наталья: Нужно иметь уникальные свойства характера, чтоб, пережив несколько неудач, все-равно ломиться к цели!

12.11.2013, 17:08 Дядя Федор: Ну когда русские идут пить, они видят цель, не видят препятствий, компенсируя этим ограниченость в повседневной жизни.

12.11.2013, 17:16 Анна: Никита Михалков как-то сказал, что русским может быть только тот, у кого чего-то нет, но нет не так, чтобы оно обязательно было, а так, что нет и хрен с ним. Так что достигать целей это не про нас.

12.11.2013, 20:14 Данил: Интересно, если их в нашу действительность, в какой срок их инициативность обломается?

|


12.11.2013  Тема: Специализация в школе

(немножко длинно).

Продолжаем развенчивать мифы системы образования (продолжение).

Миф 4. В школе нужна специализация (?)

Школе специализация противопоказана. Нет ничего более печального, чем учиться на лингвиста, а потом выяснить, что нет работы. Или учиться на математика, а потом уйти в менеджеры. Ведь математик работает с бумагой и авторучкой, а менеджер – с людьми.

Поэтому школа должна давать несколько десятков разных навыков / умений / компетентностей, чтобы потом можно было воспользоваться теми из них, которые помогают человеку устроить свою жизнь устойчиво и перспективно.

Если ребёнок с десятилетнего возраста мечтает стать, скажем, ботаником, то он, конечно, может получить сертификат «мичуринца». Но что делать, если в старших классах он захочет резко поменять своё детское пристрастие на компьютерные технологии, а потом ещё возьмёт да и предпочтёт стать архитектором. А возможность переспециализироваться никем не запланирована.

Увы, школьники меняют свои хотелки «кем я хочу быть?» в среднем два или три раза в год. И осознанный выбор профессии возникает только к двадцати годам, когда жизнь немного «побьёт», и ценности будут разложены по полочкам.

Может так случиться, что, возможно, придётся поменять профессию, даже не один раз. И что тогда делать? Кричать «караул!»? Жаловаться на учителей и родителей? Стучать каской по асфальту, требуя зарплаты и пенсии? Но что толку?!

Лучше детям заранее честно сообщать, что людей, которые прожили в одной и той же профессии, по статистике всего 20%. А остальные 80% меняют её, и часто. Жизнь может преподносить сюрпризы, но они не должны становиться поводом для отчаянья и беспросветности!

Поэтому логично было бы давать широкие, пусть и неглубокие, умения и навыки. Вы спросите, не значат ли неглубокие знания их низкое качество? Вовсе нет. Это, скорее, широкие знания для будущей компетентности и – в случае чего – безболезненной смены карьеры.

Никакая школа глубоких знаний дать не может в принципе. Утверждать противное – значит мифологизировать школьное образование. Даже два урока в день английского языка в специализированной лингвистической школе не приводят на выходе к свободному владению языком. Оно может прийти, кто знает, только в языковой среде.

То же самое – с математикой, физикой, физкультурой и литературой. Сколько людей потерпели фиаско, выучившись когда-то на моряков китобойных флотилий. И что с ними стало?

Поэтому, для того чтобы в будущем ученик не испытывал лишних стрессов и при необходимости мог сам сориентироваться и перестроиться без драматических переживаний, он должен овладеть навыками пяти-десяти профилей. Какие-то из них уж точно пригодятся!

А остальные будут дополнением к основной профессии и для увлечений. Именно в этом случае кпд школы будет 60–80%, а не 20%, как сейчас.

Уж сколько сотен диссертаций написано и защищено на тему профориентации в школах! Сколько тысяч конференций и совещаний проведено! Сколько школ профориентированы!

Но в результате 80% людей так и не смогли реализоваться в выбранной школой специализацией, несмотря ни на какую профориентацию.

Зачем же обрекать следующее поколение на аналогичные муки?

(продолжение следует)

6 комментариев | | | |

12.11.2013, 13:27 Vera: Я не согласна. Нельзя объять необъятное. Вместо глубоких знаний по нескольким предметам, будут нулевые по-многим.

12.11.2013, 13:36 Анна: Даже в выбранной в университете специализации 80% людей не смогли реализоваться. И что теперь?

12.11.2013, 13:38 Mari Pinchuk: Но в школе ведь не отменяют все остальные предметы для математического класса. Просто что-то дети изучают углубленно.

12.11.2013, 14:16 Тонечка: Абсолютно незачем!

12.11.2013, 14:57 Константин: Следуя этой же логике, высшее образование вообще не нужно - потому что там специализация, а только 20% живут в одной профессии. Так?

12.11.2013, 20:17 Данил: Все что я учил в школе увлечением для меня никогда не станет. Зачем мне мозги засерали?

|


12.11.2013  Тема: Правильные обобщения

От того, как было раньше, будущее не зависит! Метод экстраполяции больше не работает.

…Курица видит, как человек каждый день приходит в курятник и приносит ей зерно. И так он поступает длительное время. Из этого курица делает вывод, что человек создан для того, чтобы её кормить.

Однажды он приходит с ножом, и она вдруг с изумлением обнаруживает, что ошиблась в своей экстраполяции.

Мораль: учитесь делать правильные научные обобщения.

7 комментариев | | | |

12.11.2013, 12:41 Тонечка: Курица и научность это что-то несовместимое :/

12.11.2013, 13:29 Vera: У курицы нет возможности сделать правильные научные выводы и как показывает история у нас с этим тоже туго

12.11.2013, 13:44 Mari Pinchuk: Я как чистый гуманитарий решила прояснить для себя значение слова ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ. Вики мне сказала, что это особый тип аппроксимации, при котором функция аппроксимируется вне заданного интервала, а не между заданными значениями. Иными словами, экстраполяция — приближённое определение значений функции f(x) в точках x , лежащих вне отрезка [x_0, x_n], по её значениям в точках x_0< x_1 < . . . < x_n . Я думаю что я мало чем отличаюсь от курицы и смогу ошибиться в своей экстраполяции.

12.11.2013, 15:00 Оксанка: Каждый человек в какой-то мере похож на эту курицу.

12.11.2013, 17:20 Анна: А кто определяет правильность научных обобщений?

12.11.2013, 20:19 Данил: Пока к тебе с ножом, как к курице, не придут, не всегда разберешь где именно и в ком именно ты ошибался.

13.11.2013, 08:28 Игорь: Вопрос в реальных возможностях - вот у курицы не было абсолютно никаких шансов узнать правду.

|


12.11.2013  Тема: Формула

Формула 5 – 4 – 3 – 2 – 1 – 0.

5-летка в 4 года на 3 компьютерах в 2 смены за 1 зарплату с нулевым результатом.

7 комментариев | | | |

12.11.2013, 11:12 Марк: Владимир Михайлович, это вы свои кошмарные сны рассказываете? Не дай б-г такое...

12.11.2013, 11:15 Ягуара: Неплохо! Это про учебу в вузе? Не поняла только, почему на 3-х компьютерах?

12.11.2013, 11:58 Тонечка: Только бы со мной никогда такого не было

12.11.2013, 13:47 Mari Pinchuk: Что такое " на 3 компьютерах в 2 смены за 1 зарплату" мне знакомо. Остальное не поняла.

12.11.2013, 13:51 Дядя Федор: Что по этой формуле можно посчитать? Или это для измерения умственных способностей?

12.11.2013, 15:02 Тамара Диденко: Формула среднестатистического офисного работника. Причем, каждая составляющая - постоянная.

12.11.2013, 20:20 Данил: Все формулы успеха выводят, а мы и наоборот умеем))))))))))

|


11.11.2013  Тема: Бесплатный сыр

Бесплатное – не всегда подозрительное.

Вообще, надо ироничней относиться к прокисшим советским штампам, типа «бесплатный сыр только в мышеловке».

Потому что эта поговорка годится только для первой мышки.

8 комментариев | | | |

11.11.2013, 16:47 Артур: Ну лишняя осторожность не помешает.

11.11.2013, 16:49 Кетрин: Я с вами полностью согласна! А люди всё так же мыслят штампами...

11.11.2013, 16:50 Взрослая тетка: У меня была ситуация, когда весь детям в группе в детском саду купила к новому году маленький подарок, подбирала с душой, старалась. Большинство родителей на меня смотрели с попыткой разгадать, что же с подарком не так или какие тайные цели я преследовала. Было неприятно.

11.11.2013, 18:31 Герой: Странно, что такая пословица вообще имела место в СССР, когда все было "бесплатным". По крайней мере, все так думали.

11.11.2013, 21:06 Дядя Федор: Герой, за сравнения с СССР 5+ ))))))

12.11.2013, 07:53 Данил: Применительно к Советскому союзу эта поговорка как раз таки ярко отображала действительность. А на сегодня эта самая действительность не слишком изменилась. Совковое поколение.

12.11.2013, 09:12 Vera: Полностью поговорка звучит: «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и то только для второй мышки»

12.11.2013, 09:27 Борис Ф.: Да, в СССР эта пословица как раз была не актуальна, она гораздо старше.

|


11.11.2013  Тема: Всмотрись в будущее

Продолжаем развенчивать мифы системы образования (продолжение).

Миф 3. Главное – поступить в институт. Так ли?

На самом деле, главное теперь – не в институт поступить, так как этого уже просто недостаточно. Главное – иметь после него хорошую работу и приличную зарплату. Разве не так?

Но у родителей часто срабатывает генетический стереотип и ностальгия. Понятно, что раньше получение высшего образования давало единственную возможность гарантированно добиваться карьеры, иметь устойчивое положение в обществе и заработок в семье.

Но сейчас родителям надо уже смотреть дальше, сквозь 5 лет учебы. И думать о том, как будет выглядеть будущая работа и жизнь сына или дочери.

Юрист – это ведь не только фантастические американские гонорары (ау, где они!?), а и возможное отсутствие работы. Дипломат – это не только заграничная сладкая жизнь, но и низкое жалованье с отсутствием права высказывать собственное мнение вышестоящему начальству, да ещё и томление от скуки вдали от дома.

Бизнесмен – это не только большие деньги и бесконечные развлечения, но и постоянный риск и убийственные стрессы.

Правда, некоторые тинейджеры, глядя, как кассиры в магазине ловко пересчитывают пачки денег, подозревают, что они и есть самые богатые в мире люди.

Если об этом не думать заблаговременно, то с какой стати потом негодовать на врачей, которые боятся крови, на учителей, которых не слушаются дети, на строителей, у которых обваливаются дома, на военных, которые нечаянно сбивают самолёты, и на певиц, у которых нет голоса.

Смотрите: у нас 50% населения работают в сфере обслуживания, но обучаются этому искусству только 3% студентов. Потом клиенты жалуются на плохой сервис. Так откуда же взяться качественному сервису, если люди этому нигде никогда не обучались и появились в этой сфере случайно?

Так что вот вопрос: что важней – в институт поступить, или знать, кем и чем ты будешь после него?

(продолжение следует).

8 комментариев | | | |

11.11.2013, 16:09 Кетрин: А у нас не престижно обучаться на осблуживающий персонал. Многие думают, что станут президентами сразу после вуза, но им приходится!!!идти в сферу обслуживания.

11.11.2013, 16:20 Сеня: Я вообще считаю, что правильнее после школы поработать пару лет, чтобы понять свои способности, возможности и желания, а потом уже поступать в институт, когда жизненные цели будут сформированы.

11.11.2013, 16:41 Ермоленко Катя: У меня так и случилось. Отучившись 6лет и год проработав, я поняла, что по специальности работать никогда не буду, а для того, чтобы заниматься тем, чем мне действительно нравится и высшее образование необязательно.

11.11.2013, 16:45 Артур: Мне кажется ситуация меняется по-тихоньку в лучшую сторону в этом направлении.

11.11.2013, 18:32 Санчос: Если знаешь, чем будешь заниматься, то институт вообще можно упустить - не тратит 5 лет жизни.

11.11.2013, 18:37 Филимон: Миф должен звучать не так: Главное не поступить, главное - окончить.

11.11.2013, 21:12 Дядя Федор: Ну если школу, судя по комментам к предыдущим постам, рассматривают в основном как место для социализации, то институт для этой роли даже больше подходит))).

12.11.2013, 07:55 Данил: А вот интересно, применительно ко всем ВУЗам Украины, сколько процентов окончивших, работает по специальности? 5% наберется или нет?

|


11.11.2013  Тема: Калейдоскоп фактов

Как отделить правду от лжи?

Я давно вывел для себя формулу, которая помогает справиться с этой проблемой.

Я говорю: «Достоверны не отдельные факты, а калейдоскоп фактов».

Когда быстро перемешать все краски, в итоге получается белый цвет.

7 комментариев | | | |

11.11.2013, 16:11 Сеня: Я что-то не понял. все равно правда или ложь, главное быстро перемешать?

11.11.2013, 16:29 Ермоленко Катя: если перемешать все цвета, получится черный, а не белый, независими от того быстро это сделать или медленно.

11.11.2013, 16:52 Взрослая тетка: Ну ты часто просто не располагаешь калейдоскопом фактов.

11.11.2013, 18:35 Серж: Хотите сказать, что правда имеет белый цвет?

11.11.2013, 19:22 Захар: Так да, чтоб собрать калейдоскоп фактов, нужно потратить либо уйму времени, либо иметь "доносчиков" повсюду. Но что поделать - такова цена правды.

11.11.2013, 21:15 Дядя Федор: А что мешать надо? Калейдоскоп разноцветных фактов? Это помагает что-то от чего-то отделить? Интересная методика.

12.11.2013, 07:57 Данил: Все таки белый? Лжи нет, так что ли? Чтобы кто не сказал или не сделал все будет кристально белым?

|


11.11.2013  Тема: Шахматный матч

Ну, вот начался шахматный матч на звание чемпиона мира!

Равный по уровню Карпов – Каспаров. Или Спасский – Фишер.

Ну и где ажиотаж? Где сводки с фронта по всем новостным каналам? Где споры до умопомрачения – кто не так сходил?

Играют Карлссон – Ананд. Первый новый гений, второй – индиец, откуда есть пошли шахматы исторически вообще. И никакой раскрутки-накрутки в СМИ. Ноль пиара.

Так что – шахматам кирдык? Надоели? Развенчаны? Не выгодны? Бесперспективны?

6 комментариев | | | |

11.11.2013, 14:25 Сеня: мода циклична

11.11.2013, 14:31 Анна: ну вот я смотрю на свою семью. У меня и отец и дядя на шахматах помешаны. и играют постоянно и задачки шахматные решают. Им будем интересно эти матчи смотреть. Я в этом не разбираюсь и вряд ли смогу проникнуться. Большинство населения тоже. Это не зрелищно. А время поголовного увлечения шахматами прошло.

11.11.2013, 18:36 Филимон: А просто мода прошла. Раньше их так популяризировали, что всем надоело.

11.11.2013, 20:53 Александр Фотопейнт: Да, как-то шахматы стали ассоциироваться с развлечением для пенсионеров. Хотя я еще 15 лет назад ходил на кружок шахмат для детей, и там было довольно людно. Правда, уже тогда не было никакого финансирования.

11.11.2013, 21:24 Дядя Федор: интелектуальные игры сейчас пипл с клиповым мышлением не хавает. Фишер им бы им мог еще чем-то понравится, послать кого-нибудь или средний палец показать, ну вообщем были у него элементы шоу, а новый гений их вряд ли удивит.

12.11.2013, 08:00 Данил: все что нас интересует, это "кто не так сходил?"))

|


11.11.2013  Тема: День урожая Вина

Вот как надо праздновать День урожая Вина.

Пить-то или дегустировать, вертя бокал, каждый мастак. А вот попробуй бочку катить наперегонки!

Я катнул и отдавил себе ногу. А они молодцы!

(Это в Бордо)

6 комментариев | | | |

11.11.2013, 13:41 Анна: Вот это я понимаю размах)

11.11.2013, 13:41 Славик: Ну не знаю, я бы предпочел дегустировать))

11.11.2013, 13:43 Сергей: А сколько в такой бочечке? Литров 200? Ее ж еще попробуй катить по прямой.

11.11.2013, 13:45 Владимир Кульковский: Вот это я понимаю - занятие для настоящих мужчин. А бухать каждый дрищ сможет.

11.11.2013, 13:46 Дядя Федор: Хитрый праздник такой. Вроде бы и вина бочка, а чуть-чуть продегустировал... и уже никто ничего нукуда не катит))

11.11.2013, 13:52 Сеня: А с другой стороны, вертеть бокал гораздо приятнее чем бочку, хоть и менее зрелищно

|


11.11.2013  Тема: Неадекватное самомнение

У нашей страны немножко неадекватное самомнение о своем месте в мире.

Почему-то считается, что Запад сплошь обязан нашим умным программистам и ими просто усеян.

Тогда я решил изучить этот вопрос более тщательно. И когда по делам приехал в Силиконовую Долину, то в каждом здании, где я бывал, ненароком спрашивал: «А сколько примерно у вас тут русских?». И записывал в записную книжку. В среднем оказалось, что на каждые 100 работающих было: 76 американцев, 8 индийцев, 5 китайцев, 4 русских, 3 латиноса и 4 – всех остальных.

Так что миф о том, что наши там на вес золота – слегка преувеличен.

Или не так?

6 комментариев | | | |

11.11.2013, 12:57 Сергей: Я даже такого мифа не знал. Тут скорее не самомнение, а скорее некоторое удивление по поводу того, что на 100% самоучки в данной сфере в нашей стране, пробиваются и добиваются чего там.

11.11.2013, 12:59 Павло: Як на мене, в нас, навпаки, комплекс меншовартості.

11.11.2013, 12:59 Елена Аркадьевна: Владимир Михайлович, такую информацию вам бы не выдали даже за деньги, что вы такое пишете?..

11.11.2013, 13:04 Анна: самая густонаселенная страна в мире - Китай, потом- Индия. И Россия молодец, масштабом взяла. Так что все закономерно. Качество мозгов тут ни при чем.

11.11.2013, 13:38 IT: Владимир Михайлович, вы немножко не так считали. Дело в том, что ценятся наши программисты как заграничная дешевая рабочая сила. В Силиконовой долине мы никому не нужны, потому что платить придется много, а пока мы работаем в Украине, наша стоимость на порядок ниже.

11.11.2013, 14:16 Сеня: Ну ничего страшного, переоценили себя чуть-чуть. Если бы оценивали адекватно, нам бы это тоже вряд ли чем-то помогло. А так хоть кому-то приятно, может быть.

|



Эта страница - и есть основа моего блога. Именно здесь вы можете задать любой вопрос на выбранную тему
(или любую другую) и получить ответ. А также посмотреть вверху на другие вопросы и ответы.

List

Животрепещущие темы от читателей