Вопрос |
МихаилК. 27.05.2013 |
Владимир, здравствуйте! Нигде не нашел ваших мыслей, как должны быть связаны школа и университет. Возможен ли в ближайшем будущем такой сценарий, когда сильные школы уйдут под покровительство сильных вузов, готовых создавать им особые условия и, возможно, даже немного финансировать?
Ответ |
1. Увы, много раз пробовали увязать школы с вузами, и ничего не получалось. Во-первых, потому что все дети разные и хотят потом учиться в разных вузах. Во-вторых, у вузов нет денег делиться со школами – самим не xvataet.
2. Сегодня и школа дает не те знания, и вуз дает не те знания. Поэтому сначала желательно изменить в них всё на более современное и полезное. Тогда увязка их между собой не будет проблемой. Тем не менее, группами и классами выпускники переходить из одной школы в один и тот же вуз вряд ли будут.
Вопрос |
Анастасия 27.05.2013 |
Владимир Михайлович, в мои школьные годы наибольшим страхом для школьников и их родителей была фраза «останешься на второй год». Есть ли сейчас такие кардинальные меры и как лично вы к ним относитесь?
Ответ |
1. На второй год практически не оставляют. Даже 12-балльная система для этого была придумана, чтобы оценки были щадящими и не ставили двоек.
2. Мы проводили как-то исследования, считая, что оставленные на второй год, должны учиться лучше и знать больше. Но – нет, они ничем не были лучше. Так что эта мера неэффективна.
3. Вообще оценки в школе никак не влияют на дальнейшую жизнь человека. Это у нас с советских времен на хорошие оценки создали ажиотажный спрос. И к этим оценкам стали относиться как к последнему шансу в жизни. Их покупают, высиживают, подделывают.
В других странах нет такого дикого ажиотажа по поводу оценок. Ну, четверка. Ну, тройка. Конечно, приятнее, когда оценки повыше, но низкие оценки не должны быть трагедией. Зато во взрослой жизни бывшие троечники часто обгоняют отличников. Потому что они стремятся к тому, чтобы как-то выкрутится, найти выход из безвыходного положения. А отличники настроены на избегание неудач, всего опасаются.
4. Так что в школьный период надо выращивать не только «знаек», но и характер, волю, умения, навыки. То есть, совсем иные качества и способности.
27.05.2013, 17:11 Никита: Интересно, чем же сегодня пугают непутевых учеников?
Оставить свой комментарий | Задать вопрос Владимиру Спиваковскому
Вопрос |
Таня
26.05.2013 |
Знаете, Владимир Михайлович, вы конечно правильно говорите, что в школе голову детям забивают знаниями, которые не могут пригодится им в дальнейшем В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ. Но вот, когда ко мне обращается на 6 лет младше подруга и спрашивает, что означает то или иное выражение, термин, а я могу, покопавшись в памяти, ответить ей правильно – мне это очень приятно. А ей стыдно, что она не знает. И это при сегодняшней системе образования, а если выкинуть из учебника «знание изобар, биссектрис, пестиков и тычинок» 9образно говоря), то люди вообще не будут знать хотя бы из какой науки этот термин. Согласна, что заумные разговоры в обычной социальной среде почти не ведутся, но раз или два можно попасть и стоять, как баран, не улавливая – то ли тебя вычурно обругали, то ли на иностранном языке спросили. По-моему, дилемма получается. Но я, в принципе, за ваш образовательный взрыв – всеми лапками!
Ответ |
1. Вы же наверняка понимаете, что я не такой примитивный человек, чтобы предлагать не учить основ наук – биологии, математики, химии, физики, и т.д. И я нигде и никогда не говорю, что надо выкинуть из учебников то, что вы указали.
2. Я просто говорю, что биологию учат 4 года, но не знают, что такое гербалайф и какие птицы летают за окном. Химию учат 5 лет, но не знают, почему пропадает грязь после стирки порошком. И дело уже не в той надоевшей всем дискуссии, что школьным знаниям не хватает прагматизма, а в том, что знания – не совсем те.
3. Сейчас все школьные учебники построены так, что полно информации о том, что из чего состоит и как называется. Но практически ничего не говорится – как ЭТО работает, какие могут быть варианты, с какими другими явлениями науки и жизни это связано, и как ЭТО можно использовать.
То есть знания должны быть объёмными, а не плоскими.
4. А то, что вы любите блистать эрудицией, так я тоже это дело люблю, но умом понимаю, что Википедию я не переплюну, поэтому я себя настраиваю не на запоминание что как называется, а что и как и с чем связано, и что из этого можно выкрутить. Тогда получаются новые смыслы и новые идеи.
Вопрос |
Тамара Воля
26.05.2013 |
Читаю вашу новую книгу. Пишите, что уроки скучные и неинтересные, и я полностью согласна с вами. Отсюда – вывод: чтобы «подорвать эту систему» нужно начинать с обучения будущих педагогов. То есть, поменять систему образования в педагогических вузах. И уже эти, выращеные по-новому, учителя, будут и учить по-новому. Вы со мной согласны? Или вы пришли к иному выводу?
Ответ |
1. Да, вы правильно рассуждаете. Педагоги должны приобретать новые качества (кроме фундаментальных знаний) – коучей, навигаторов в хаосе информации и проблемах человеческих ценностей, что становится очень востребовано. В педвузах об этом даже не подозревают, поэтому этим новым навыкам не учат.
2. Но не беда. Большинство умных людей стали умными не благодаря вузу, а благодаря самообразованию. Поэтому мы у себя уже давно начали эту работу помощи тем учителям, которые хотят стать лидерами в своем деле. По крайней мере, те учителя, которые работают с Гипермаркетом Знаний, уже совсем по-другому смотрят на мир, на учеников, на знания и их результаты. В их сознании происходит переворот в позитивном направлении, и таким образом происходит переформатирование учительского труда.
3. То есть процесс уже идет, не дожидаясь, пока какие-нибудь академики что-то придумают, а правительства разных стран что-то утвердят. Жизнь требует новых качеств и остановить этот процесс уже нельзя. Я вижу, как к новой системе образования «с человеческим лицом» присоединяется всё большее количество специалистов, это внушает оптимизм и преодолевает сомнения, которые вы высказываете.
Вопрос |
Филимон
26.05.2013 |
Если с рассуждать о технической революции и прогрессе, а также об исчезающих профессиях в связи с этим, то нужны ли будут лет через 20 учителя? Возможно, как в фантастических (пока фантастических) фильмах нам будут загружать знания через глаз лазером зразу в мозг?
Ответ |
1. Я уже развернуто отвечал на этот вопрос несколько раз, полистайте блог в разделе «О будущем».
2. В самом деле, с профессией учителя возможны кардинальные метаморфозы, так как ее эффективность неуклонно падает и нет видимых перспектив преодоления кризиса этой профессии.
3. Насчет лазера тут не всё так просто, и я тоже об этом развернуто недавно писал.
Вопрос |
Мария Павловна
26.05.2013 |
Добрый вечер, Владимир Михайлович!
Возьмем к примеру директора школы. Как вы считаете, какие качества ему стоит развивать: лидерские или педагогические навыки?
Знаю про ваше правило («И-И»), но все-таки и на то, и на другое часто времени не хватает. А если даже и то, и то, то что первое: профессионализм или управленческие навыки?
Ответ |
Если на то и на то не хватает времени, не надо становиться директором. Вы же не спрашиваете какой ногой лучше ходить – правой или левой? При наличии одного из этих навыков вы остаетесь совковым директором со средней зарплатой. А при наличии двух этих умений – современным менеджером образования высокого уровня. С повышенной оплатой и уважением.
Вопрос |
Кирилл 24.05.2013 |
Есть такой интерес. Вы говорите, что нет смысла учить детей грамотно писать, потому что все равно все пишут на компьютере, и программа сама исправляет ошибки. Тогда и говорить красиво можно не учиться?
Ответ |
1. Нет, конечно, я такого не говорю. Я сам человек грамотный, слежу за своей грамотностью, редактирую свои и чужие тексты, так что суть моей мысли не в этом. Учить писать грамотно и говорить грамотно, естественно надо, так как это главный признак хомо сапиенса. Это даже не подлежит дискуссии.
2. Другое дело, что прогресс требует иных способов обучения. Можно по-старому, когда учитель будет 5 лет объяснять правила орфографии, и всё равно дети, даже вырастая, будут путаться писать «тся» или «ться». Есть второй вариант – включить в ворде функцию подчеркивания красным цветом орфографических ошибок и зеленым цветом – синтаксических. Когда «машина-редактор» 10 раз подряд подчеркнет тебе неправильность написания, то на 11-й раз ты уже сам не захочешь нарываться на это подчеркивание и напишешь правильно.
3. Это, кстати, хороший способ учиться писать на иностранном языке. Учиться не только в классе, но, например, переписываясь с другом из другой страны. Я однажды был свидетелем того, как один подросток писал в Америку письмо девушке и среди всех других слов писал «I lave you». Девушка не поправляла его, но в свою очередь писала правильно I love you. Наш парень с первого раза не понял разницы, и еще несколько раз написал по-своему, считая, что именно так правильно, мол, как слышится, так и пишется. Но потом до него дошло, что у неё-то этот язык родной, значит она и слова пишет правильно, и фразы строит правильно, а не так, как он. И он стал подстраиваться под её стилистику письма, и вскоре обнаружилось, что у него идеальный английский. Все очень удивлялись – откуда?
Так что учиться обязательно нужно.
Вопрос |
Максим
23.05.2013 |
Уже много чего вашего прочитал и создалось мнение, что по-вашему совок – это что-то вроде ругательства? и не только по-вашему. А почему? разве в советские времена жилось плохо? нет, хорошо! даже лучше, я бы сказал, чем сегодня! и образование в те времена давало фору западному! да, сейчас изменились времена, и требуется внесение корректировок – согласен. но почему не оставить на основу то, что было, если это было ХОРОШО?
Ответ |
1. Есть люди, смотрящие назад. А есть люди, идущие вперед.
2. Вы никогда не можете вернуть пошлое. Более того, если вы вернете его с тем ХОРОШИМ, которое вам так нравилось тогда, то как рыба не бывает без костей, так и вам придется ощутить вновь все прелести той жизни: очередей за куском мяса, невыезда заграницу, партийные выговоры на партсобраниях, только автомобили Жигули и Волга, чешские сапоги по талонам, тюрьму за валюту, одну программу Время по телевизору.
3. Несмотря на все мои рассуждения, я не считаю, что можно и нужно всем идти вперед, где тоже не всё так радужно для всех. Каждый человек должен жить как он хочет. Хотите жить в совковости, пожалуйста.
4. Насчет советского хорошего образования я уже писал тысячу раз, но для вас напишу ещё раз (а в «Образовательном взрыве» приведено полное исследование).
Наше ТО образование, как вы пишете, «давало фору», наши побеждали на всех олимпиадах, завоевывали главные призы, и т.д. Но скажите, как так получалось, что наши замечательные победители олимпиад потом вырастали в специалистов, не умеющих строить дороги, готовить нормальную еду, строить небоскребы, придумывать персональные компьютеры и мобильные телефоны…
А американские непобедители олимпиад строили лучшие в мире дороги, делали лучшие в мире автомобили и самолеты, развивали системы быстрого питания, строили тысячи красивейших небоскребов и кораблей, ставили уникальные спектакли, имеют 80% Нобелевских лауреатов, и живут лучше, чем мы?
А потому что они получали несколько другое образование – более качественное и более результативное для жизни. А не только для того, чтобы вызубрить тангенсы, котангенсы, валентности и образ Настасьи Филипповны и других маргинальных героев в предельно депрессивных романах Достоевского.
5. Но моё мнение может для вас ничего не значить. Оставайтесь в советской действительности и используйте ее преимущества, если они там есть.
Вопрос |
Alex_Fa-Got
23.05.2013 |
Владимир Спиваковкий, и сново об образовании, я успел покататься по Европе и Северной Америке. И до сих пор меня терзает вопрос, нужно ли вообще то образование которое все привыкли у нас воспринимать как неотемлемую часть жизни, к примеру дочь моего знакомого, живущего в Нью Йорке, закончила школу и специальные эконогмические курсы, теперь она востребованый специалист в своей области.Про нашу ситуацию в стране я даже и говорить не буду, при всем при том государсто пытается пропагандировать рабочие специальности.Как вы сами говорили что беря на работу нового сотрудника вы с трудом выбираете одного из ста, я думаю что есле бы пришлось выбирать из десяти, вся страна бы сэкономила время и деньги, а уж темболие нервы с эти дурацким ЗНО, каждый бы все же знал свое место и не пытался прыгнуть выше головы.
Что же по вашему мнению нам стоит делать с такой образовательной «истирией»?
Ответ |
1. Нужно её отменить. Образование и истерия – вещи несовместимые.
2. Учить надо другому, иначе, и для других целей. Вы правы – так как сейчас – это бесперспективно и вредно.
Вопрос |
Ваня
23.05.2013 |
Владимир, а есть ли в КИеве школы-пансионаты?
Ответ |
1. Нет. С кампусами, где дети бы проживали – нет. Иногородние родители выходят из положения тем, что снимают здесь квартиры и дети живут с бабушками или гувернантками. Раньше я думал, что это для них большое испытание, но, к примеру, в Гранде таких иногородних и иностранцев, снимающих квартиру, учится человек 10.
2. С другой стороны, вы правы, если вы намекаете на то, что эта ниша свободна. Действительно, тот, кто откроет частную школу с полным пансионом (то есть с проживанием), получит огромный спрос.
3. Впрочем, в проекте первых наших пятизвездочных школ кампусы (да еще какие!) предусмотрены.
Эта страница - и есть основа моего блога. Именно здесь вы можете задать любой вопрос на выбранную тему
(или любую другую) и получить ответ. А также посмотреть вверху на другие вопросы и ответы.