Владимир
Спиваковский

Блог

Volodymyr Spivakovskiy



О системе образования

Вопрос
нет аватара
Келегулина А.
26.04.2013

Если дело касается образования, для меня есть только один авторитет – это Вы. Мне важно услышать от Вас мнение насчет того, сколько лет учиться в школе. Откуда взялись цифры 11 или 12? Почему так долго и насколько это оправданно?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Вы будете крайне удивлены, узнав откуда берутся эти цифры. По крайне мере, они не имеют отношения ни к тому, какой объём знаний должен быть выучен или какой их «ассортимент».

2. Верхний предел 18 лет – это возраст, когда юношей надо забирать в армию. То есть, позже учить нельзя. Нижний предел (был) 7 лет- это возраст, оптимальный для того, чтобы идти в школу. Потом под натиском «продвинутых родителей», которые занимаются ранним развитием детей, которые в 6 лет уже готовы к школе, в школу начали принимать 6-летних детей. Этому очень обрадовалось правительство, так как уменьшилась нагрузка на детские садики, которых вечно не хватает.

Этому также обрадовались академики и профессора, которые стали строчить сотни диссертаций на эту тему. И это совпало с «требованиями» Европы привести нашу систему образования в соответствие с европейскими стандартами, где учат 12-13 лет.

Но сказать – не сделать! Надо же было переделать, переписать все учебники, переучить учителей. Но никто этим не занимался. И когда наступил момент перевода на 12-летний срок, н и ч е г о не было готово. И оказалось легче вернуться назад на 11 лет, чем переделывать всё под 12 лет.

3. А чтобы отчитаться перед Европой, поступили просто. Сказали ей, что у нас учат с 5 лет (типа, по желанию), а не с 6. Получается арифметически опять 12. Вот такая игра с цифрами.

4. В других странах ситуация такая. Там есть начальная школа (с 3 лет до 10-12), средняя школа (с 10-12 до 15), и старшая школа (с 15 до 18-19). И там нет цифры количества лет – она плавающая, так как они захватывают период детского сада. Другое дело, что там следят за тем, сколько конкретно уроков (часов знаний) изучил ученик за все годы. Эта цифра колеблется от 10 000 до 13 000.

Ценится также цифра числа учебных дней в году (от 180 у нас до 220 в Китае).

5. Теперь моё мнение. Должно быть разнообразие, так как дети разные, условия разные и желания у родителей разные. Тем не менее, общая установка такая: начальная школа с 6 до 12 лет( а не до 10, по физиологическим особенностям организма детей). Средняя с 12 до 15 и старшая с 16 до 18-19.

Но возраст не единственный критерий. Старшая школа должна быть отделена от начальной и средней, уж слишком разные это форматы. Она должна быть в ином здании.

6. И самое главное: надо поменять то, чему учить и как учить, на какой результат. То есть, сначала нужно определиться с результатом на выходе, с тем, что собой должен представлять выпускник школы: уметь-знать-быть компетентным. Это примерно 30 параметров (они описаны в книге Образовательный взрыв»). Потом надо составить программу-конвейер достижения этих целей. Затем разработать график овладения этими знаниями-умениями-компетенциями. А из них уже вырисуется количество лет.

Во всяком случае, так поступает каждый бизнесмен, который собирается изготавливать какую-то продукцию – от корабля до небоскреба. Сначала – параметры корабля, а потом считают сроки его изготовления.

7. И ещё приходится учитывать, что школа – это не только место для получения знаний, а социальная среда. Вот вы спрашиваете – почему так долго? Так государство в некоторых случаях даже заинтересовано в том, чтобы учить дольше, потому что не может обеспечить всех местами в вузах и рабочими местами. То есть, пусть лучше ребенок болтается в школе, чем бездельничает по улицам.

1 Комментарий | | | |

26.04.2013, 21:26 Полина: На самом деле хорошо, что так: диссертации писались, исследования проводились. Я думала, все цифры в образовании с потолка берутся.

|


Вопрос
нет аватара
Ц.Р.

26.04.2013

Здравствуйте. А может и не надо больше этих школ? Ученые со школы Витербо Калифорнийского университета уже придумали чип для мозга. :) зачем тратить столько лет на изучение? включил – и вся школа , ты умник :) Как вы смотрите на такие нововведения, ведь весь школьный бизнес будет «убит»?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. В моих футуристических прогнозах такая ситуация очень вероятна. Я изучал этот вопрос достаточно глубоко, так как обратил внимание на то, что в фантастических фильмах показывают всё что угодно: звездные войны, топливо для космических кораблей, тёрки между астронавтами и т д. Но ни разу никто не показал в космосе детей – откуда они у гуманоидов появляются и как учатся.

2. Это навело меня на мысль, что обучение детей в будущем будет происходить по иной технологии: да, будет вставляться чип под кожу или в мозг, который даст уровень знаний, соответствующий возрасту, а потом – периодический апгрейд этих знаний как смесь общих знаний с индивидуальностью их носителя.

3. Если скептики считают это фантазией, то скажу, что исследования в этом направлении ведутся очень мощные. Не случайно Гейтс зарегистрировал еще два года назад авторские права на технологию вкрапления «чипа под кожу».

4. Впрочем, ситуация такова, что задача наполнения «прошлыми знаниями» будет решена. Но адаптация и пополнение новыми знаниями будет новой головной болью. То есть, будут всё равно проблемы с системой образования, но другие – на более высоком уровне.

5. Мне это настолько интересно, что созданный мной Гипермаркет Знаний я сразу стал подстраивать под эти новые технологии, когда знания должны будут выглядеть предельно структурированными и многоуровневыми. Я не скрываю, что именно этот контентный, содержательный и системный подход привлекает боссов из Силиконовой Долины к моим исследованиям и результатам.

6. Нерешенной пока здесь является проблема не наполнения знаниями, а чтобы они пластично адаптировались к каждому индивидуальному мозгу. Ведь проблема отторжения существует и при пересадке сердца, и кожи, и печени и почек. Мозг – не исключение. И вторая нерешенная проблема – как наращивать новые знания на получившуюся с этим чипом платформу.

Дело в том, что у человека каждый новый приобретенный опыт попадает в свою «клеточку», так как мозг распознает что куда раскладывать. А если истории формирования опыта/знаний нет, то мозг становится в тупик.

7. Ну, это я что-то расписался сильно. Подробности читайте в «Образовательном взрыве«.


Вопрос
нет аватара
Предприниматель
25.04.2013

Бренд, бренд… Сказать, что это слово употребляется очень часто — это не сказать вообще ничего. И тут возникает вопрос: Могут ли компании успешно продавать товары без бренда?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Конечно, могут. От ковров и футболок до цветов на базаре.

2 комментариев | | | |

26.04.2013, 09:34 Куликов Михаил: И то там есть своеобразный бренд. Все допустим знают бабу маню, у которой лучший носки на базаре. Сарафанное радио срабатывает - и все к ней идут за носками

26.04.2013, 15:30 Света Нарицкая: Михаил, ну и сравнения у вас :) Даже не знаю, то что вы назвали бренд или нет. Может, Спиваковский подскажет, если заметит комментарий.

|


Вопрос
нет аватара
Людмила Петровна
25.04.2013

Вашу книгу мне подарила на День учителя одна из моих учениц. Собственно, благодаря книге и добралась до Вашего блога.
Скажу Вам что мысли, озвученные в издании, очень хороши и актуальны, я с ними полностью согласна, если бы не одно но:
Вы слишком зацикливаетесь на себе, это называется эгоцентризм. Извините, но в книге про образование это ни к чему

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Спасибо, что вы согласны с мыслями и идеями книги, и считаете их хорошими и актуальными. Это главное.

2. Что касается зацикливания, то у меня много-много лет назад возникло такое же ощущение, когда учительница по литературе в 5 классе дала нам читать Одиссею Гомера. И там на каждой странице поэмы местоимение «я» употреблялось (я специально считал) – по 25 раз. На каждой странице. Это было самое употребляемое слово в книге. Учительница меня тогда отчитала, что я не на то обращаю внимание.

3. Вы когда-нибудь задумывались, почему автомобиль называется «Форд», самолет «АН», таблица «Менделеева», система опорных каркасов Шаталова? Я однажды хотел попасть в парижский оперный театр, говорю таксисту куда мне надо, а он не понимает. И переспрашивает: «Вам наверно, в оперу Гарнье». Оказывается, парижане не говорят «пойдём в оперный театр». Они говорят «Пойдем в оперу Гарнье». Гарнье – это тот самый архитектор, который построил это здание.

4. «Образовательный взрыв», и всё, что с ним связано, это системный проект, который разработан мной, и он уже достаточно широко распространился. Было бы странно мне спрятаться за какой-нибудь нейтральный никнейм, или писать, типа, что это неизвестно кем придумано и неизвестно на чьих примерах построено, и не понятно, к кому обращаться за разъяснениями.

5. Так что мир вперед иногда двигают эгоцентристы. Это хорошее качество. Оно в любом деле устраняет обезличенность и придаёт чувство ответственности. Но как говорила моя учительница, в книге это не главное.


Вопрос
нет аватара
Ольга
25.04.2013

Добрый день, Владимир Михайлович! Что вы будете делать, если вдруг завтра проснетесь, а все ваши идеи уже реализованы?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Вы меня недооцениваете. Это меня лишь еще сильнее взбодрит.

1 Комментарий | | | |

26.04.2013, 15:03 Света Нарицкая: Это был бы какой-то сказочный день, такие реформы в миг не творятся. На это нужны годы, десятки и сотни лет...

|


Вопрос
нет аватара
Олег
25.04.2013

Владимир Михайлович, а ведь не все включено в Вашем лицее! Дети там не спят и не ужинают) Шучу, конечно, но вот интересно, как Вы оцениваете такие школы-пансионы, где школьники в буквальном смысле живут?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Да, питание в Гранде трехразовое: завтрак, обед, полдник. Ужинают дети дома. И спят дома. Я сторонник того, что дети должны спать в своей кровати, дома, с родителями – это важно для устойчивости психики. Конечно, существует система пансионов, но для детей важно жить в своей семье.

1 Комментарий | | | |

26.04.2013, 16:26 Янина Л.: Я тоже за то, чтобы дети жили дома. Для чего тогда родители и какая вообще их роль будет в воспитание ребенка??

|


Вопрос
нет аватара
Проходил мимо

25.04.2013

Опа, сколько всего за день написали. Правда, в основном голые эмоции.
Я «погуглил» немного интернет, по поводу Ваших новых идей. В связи с этим, ну чтобы немного повлиять на таких недоверчивых, как я, было бы очень положительно на сайте сделать что-то типа «Клуба выпускников лицея «Гранд«. Одно дело, когда об успехах рассказывает директор, другое – когда об этом говорят реальные выпускники, которые чего-то достигли-добились. Если есть реальные результаты, то тогда вериться больше. Лучше один раз увидеть…

Ответ
Владимир Спиваковский

О выпускниках Гранда ими издается книга с их откровенными интервью, о том, кем и какими они стали. В целом они зарабатывают в 2-3 раза больше, чем их сверстники, и жизненно/карьерные позиции у них крепче, и качество жизни выше. Я вам скажу так: они могут откликнуться и сами написать, но более важный фактор такой: они уже своих детей приводят в Гранд, а семеро записали их за 2 года наперед. Это более сильный индикатор.


Вопрос
нет аватара
Кирилл
25.04.2013

Владимир Михайлович, расскажите, куда планируете ехать в ближайшее время, какие страны отведать?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Следите за репортажами – буду выкладывать.


Вопрос
нет аватара
Natali
25.04.2013

Владимир Михайлович! Который день читаю ваш сайт, и душа летает! Хочу у вас работать!Учитываете ли вы возрастной ценз при приеме сотрудников?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Нет, не учитываем. С нами сотрудничают и 12-летний программист и 90-летняя писательница. И очень много других людей самого разного возраста и их разных стран.


Вопрос
нет аватара
Александр
25.04.2013

Добрый день! Начитался тут у Вас! Скажу и я пару слов насчет собственного бизнеса. Я еще как-то могу поверить (хоть и очень сложно), что можно построить бизнес без стартового капитала. Но меня удивляет, что люди хотят строить бизнес совсем не зная нюансов и даже азов экономики. Может, из-за таких горе-предпринимателей потом и создается ложное мнение, что собственный бизнес – это нереально?

Ответ
Владимир Спиваковский

1. Да, меня это тоже иногда удивляет. Однако процентов 20 бизнесменов не имеют хорошего экономического образования, или вообще без него. И наоборот, процентов 80 людей, имеющих хорошее экономическое образование – становятся лузерами в бизнесе. Поэтому мы тут на блоге разбираем разные ситуации – мало ли у кого как жизнь складывается. Особенно, если есть исключения из правил, и особые обстоятельства. Хотя в целом вы правы.



Эта страница - и есть основа моего блога. Именно здесь вы можете задать любой вопрос на выбранную тему
(или любую другую) и получить ответ. А также посмотреть вверху на другие вопросы и ответы.

List

Животрепещущие темы от читателей