Вопрос |
Григорий Д. 12.07.2013 |
сейчас так популярны айти-специальности. для них всегда есть работа с высокой зарплатой. и все кидаются учиться на айтишников. я думаю, что через несколько лет может быть ситуация когда айтищников станет столько, сколько юристов. и никому они будут не нужны. есть ли смысл сейчас пробовать себя в этой отрасли (поступать на айти специальность)?
Ответ |
1. У меня, в отличие от многих других людей, своё собственное мнение по поводу переизбытка специалистов (экономистов, юристов, и т.д), о чем так много пишут, и на мой взгляд, неправильно. Дело в том, что юрист юристу рознь, как и экономист – экономисту. Не бывает такого, что если стране нужно 1000 юристов, то и учить надо 1000. Потому что из 1000 выучившихся только 100 будут профи, и 10 – талантливыми. Это как с певцами. Из 1000 умеющих попадать в ноты, лишь 100 будут неплохо петь в ресторанах, 10 – давать концерты, и лишь один будет выдающимся.
2. Значит, если нужна 1000, то учить надо 10 000. Чтобы было из кого выбрать. Везде нужны х о р о ш и е специалисты, а не просто правоведы. Везде нужны грамотные э к о н о м и с т ы, а не просто счетоводы. Везде нужны смекалистые айтишники, а не просто программисты.
3. Поэтому надо обучать по количеству с избытком. Потому что никогда не знаешь, кто именно из этой тысячи попадет в 100, или в 10. Именно поэтому нельзя закрывать вузы, даже если там невысокий уровень обучения. Мало ли гениев училось – где придется! Самолеты изготовляют с десятерным запасом прочности. Спрашивается – зачем? Затем!
4. Никогда не бойтесь пробовать себя на того, кем вы хотите быть. Пусть конкурентов будет хоть сколько. Ваша задача стать лучшим.
5. Я никогда не смотрю в зеркало заднего вида – сколько там людей или фирм меня догоняют. Пусть. Однажды мой дед спросил меня, как обычно спрашивают всех детей, кем ты хочешь быть, Вовочка? Так как я родился и рос в Сочи, то естественно, ответил: конечно, моряком. Дед посмотрел в даль моря и говорит: а почему бы тебе не стать лучшим в мире моряком?
Моряком я не стал, но вопрос деда засел во мне на всю жизнь.
Вопрос |
Борис Ф. 12.07.2013 |
Здравствуйте! Уже давно являюсь читателем Вашего блога. Прочитал вот пост про котлеты по-киевски, и сразу себя вспомнил. У меня вот какая теория. Считаю, если платишь деньги на сервис, то и обслуживание должно быть на уровне. То есть, например, кафе должны бороться за лояльность клиентов – не важно, стоит там кофе 30 грн или 300 грн. Если со мной в кафе не здороваются официанты, медленно приносят меню или приносят невкусное – я разбираюсь с администратором. Не для того это делаю, чтобы поскандалить, а чтобы они поняли, что клиентов нужно обслуживать хорошо. Как Вам моя позиция? Правда ведь, если все так будут делать, то сервис улучшится как в кафе, так и в других местах и рынках?
Ответ |
1. Ваша позиция иногда вполне уместна.
Вопрос |
Лена 12.07.2013 |
Добрый вечер, Владимир Спиваковский
Вот мне интересно – почему всякие там пирамиды и великие китайские стены строили в дресности, а мы сейчас, с нашими-то технологиями, ничего такого позволить себе не может. Одни только небоскребы.
Посмтроили и мы бы какую-такую штуковину, чтобы будущие поколения смотрели и восторгались
Ответ |
1. Ну, не так всё пессимистично. И пирамида, и китайская стена, хотя и внушительные сооружения, но всё же они довольно примитивные. Сейчас такие нет смысла строить – никого новой пирамидой или стеной не удивишь. Нужна такая «штуковина», чтобы опережала время, была максимально «невероятна» и чем можно было бы нашему поколению гордиться.
2. Такие сооружения есть. Я бы отнёс к ним Орбитальную станцию в космосе. Через 5 тысяч лет на нее будут прилетать как в музей и восхищаться – как так мы это сумели. Я бы отнёс к ним 9-ю симфонию Бетховена. Через 5 тысяч лет, ее возможно, тоже будут слушать и недоумевать как она пережила века.
Вопрос |
Виктор 12.07.2013 |
Часто вижу у вас в блоге посты заканчиваются вопросами к читателям. Но для себя то эти все вопросы вы давно решили- дали на них ответ? Просто интересно, что люди думают? Это такая фишка для привлечения аудитории?
Ответ |
1. Нет, это как раз наоборот – приглашение к дискуссии. Очень часто люди пишут то, что оказалось за пределами моего внимания. И я очень им благодарен.
2. Ведь я продолжаю писать книги, на разные темы, и ищу парадоксальные суждения, за которыми иногда, как сейчас, езжу в очень далекие экспедиции – пообщатся с людьми других культур, традиций и способов жизни.
Вопрос |
Антон Валерьевич 12.07.2013 |
Читал Ваши комментарии в «Соревновании прогнозов». В сравнении с Пирсоном и Такером, Ваши прогнозы звучат правдоподобнее, но в то же время — с нотками иронии, иногда даже без оптимизма.
Считаете, что будущее не нужно прогнозировать, его нужно уже сейчас строить?
Как говорила Айрис Мердок: «Промежуток между «О, я мечтаю о будущем!» и «Ах, уже поздно, все в прошлом» так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться»
С уваж., Антон
Ответ |
1. Спасибо, что прочитали мои прогнозы. Я к ним не отношусь с оптимизмом или скептицизмом. Какие вырисовываются по интуиции и трендам – такие и выкладываю.
2. Да, я, увы, из тех, кому мало только лишь прогнозировать, хочется что-то иногда сбацать.
3. Расскажу-ка я вам одну историю. В прошлом году многие были озабочены календарем майя и концом света. Но мало кто знает, что майя вообще специализировались на прогнозировании и …, вы не поверите, обеспечивали сбычу этих прогнозов. Например, где-то рождались мальчик и девочка, им прогнозировали, что они соединятся вместе через 18 лет, и были специальные секретные люди, которые следили за этим и организовывали нужный ивент в нужное время в нужном месте. И убивали, и играли матчи, и выращивали специальные растения, чтобы они зацвели точно когда надо. Это была целая индустрия сбычи прогнозов. А люди думали, что это чудеса.
4. Ну, а разве Циолковский не строил будущее, придуманное на бумаге? Или Корбюзье? Или Гуттенберг? Или Петр 1? Или Стив Джобс?
Многое можно сделать «в этом промежутке», о котором вы упомянули.
Вопрос |
Fernando 11.07.2013 |
Владимир Михайлович, добрый день! Вам не кажется, что у каждого бренда есть цикл жизни: взлет, падение и, наконец, прекращение существования? Это мысли, навеянные Вашим постом «Катастрофа бренда». Ведь, по сути, любой самый крепкий бренд ждет что-то подобное.
Ответ |
1. Да, в основном, это так, бренды цикличны, как и сама жизнь.
2. Правда, есть и вечные бренды, не подверженные конъюнктуре и времени. Например, Знаки Зодиака, Чудеса света и др.
Вопрос |
Владислав Юрчак 11.07.2013 |
Владимир!
Сейчас идет чуть-ли не ожесточенные споры о вреде или пользе физкультуры. Стороники утвердают, что «физру» надо раращивать, укрепляя нацию, противники же наоборот – просто поддерживать детвору в тонусе, ибо они, дескать, и так, нынешней техногенной экологией «убиты», да и смертность вроде как заметно увеличилась на этих предметах. Каково Ваше мнение по поводу и как у Вас в лицее реализован подход к нагрузкам на «физре»?
Спасибо!
Ответ |
1. Подробно об этом написано в книге «Образовательный взрыв«. Почитайте, потому что я не могу в блоге повторять 5 страниц текста с таблицами.
2. Физкультура с ее нормативами и упражнениями не только устарела, но и опасна, потому что включает пиковые нагрузки на неподготовленный организм. Укрепление нации более не является целью жизни человека. Целью жизни человека является сама его жизнь, а не риск подвергнуться гибели.
3. Занятия, посвященные «физкультуре» должны состоять только из подвижных спортивных игр: футбол, баскетбол, волейбол, теннис, и даже настольные игры, где есть движения и спортивный интерес игры на счет. Игра на счет с соперником сглаживает стрессы и вырабатывает «позитивный» адреналин, в отличие от тупого бега и отжиманий, где ребенку приходится обижаться только на себя за то, что «не успел», «не смог», «хуже других», и т.д.
Сердце не выдерживает не столько физических перенагрузок, сколько моральных унижений и самоунижений.
Читайте книгу и учитесь спасать жизнь детей до того, как случается несчастье.
Вопрос |
Вано 11.07.2013 |
Владимир Михайлович, а правда, самое обидное во всей нашей системе образования – это то, что человек учится 10 лет в школе, потом 5 – в университете, а потом уезжает на заработки заграницу, где выполняет работу, которая не требует вообще никакой квалификации. Или это не система образования виновата?
Ответ |
1. Виновата, прежде всего, страна. И её система образования в том числе.
2. Обидно, конечно. Так что будем потихонечку менять ситуацию.
Вопрос |
Д 11.07.2013 |
Добрый день
В книге Образовательный Взрыв Вы отмечаете, что 45 минут – неправильное время для урока.
А сколько правильное? А час и двадцать минут для пары – правильно?
И сколько должна быть перемена?
Спасибо за ответы)
Ответ |
1. Период в 45 минут ввёл Фрейд для совсем других занятий (психоанализа). А потом школы его слепо перекопировали. Так было легче.
2. Продолжительность урока зависит от того, для чего она устанавливается. Если для удобства взрослых, или для единообразия школы, или для упрощения компьютерной программы, которая отмеряет уроки и перемены, то можно установить одну продолжительность на всех, и дело с концом.
А если цель – лучшая запоминаемость, концентрация внимания, смена впечатлений, разнообразие знаний, и интенсификация школьных процессов, то длительности могут быть разные. Конечно, это дополнительные хлопоты…, но вы спросили и я отвечаю.
2. Как надо? В начальной школе уроки должны быть по 20-30 минут, так как маленькие дети с трудом удерживают внимание. Математика, физика и химия могут быть по 30-40 минут, а литература, физкультура, география, история по 60-80. При этом я уже имею в виду не те скучные уроки, когда учитель 10 минут делает перекличку, потом полурока что-то объясняет с мелом у доски, немного спрашивает и задает задание на дом.
Уроки в лучших школах уже проводятся в совершено ином формате – интерактивном. Это проекты, тренинги, практикумы, тематические игры. С применением технологий компьютерных, игровых, соревновательных, интенсивных, когда время летит незаметно, но знания, умения и навыки ученики приобретают крепче, глубже и на дольше.
3. Одна из передовых технологий – это когда уроки чередуются, где сначала нагрузка идёт: на мышцы (физкультура), потом на мозг (физика), потом на правое полушарие (арт), потом на ноги (танцы), потом на желудок (обед), потом опять на мозг (математика), на демагогию (литература). В другой день чередуются писание (журналистика, изложение), компьютеры, мозг (химия), и т.д.
В результате дети не устают, а знания, умения, навыки и компетизм к ним приклеиваются намертво. Как торт Наполеон.
4. Если вы скажете, что в нынешних школах это невозможно, то я сразу соглашусь, но вы ведь спрашиваете – как надо, чтобы было правильно! А правильно не подстраиваться к увядшей системе образования, а кроить новую. Мотор надо приделывать к машине, а не к лошади.
5. То же самое относится к вузам, где термин «пары» давно морально устарел. Высшее образование должно быть устроено совсем по-другому. И это я говорю не потому что я так думаю, а потому что практически все получившие Диплом, никому не нужны, не могут найти работу, потому что ничего не умеют и ничего не знают. Значит все эти «пары», кредиты, баллы, сессии, зачеты, экзамены и прочие рудименты высшей школы – больше не работают. От них нет никакого толка.
6. Университетское образование в век интернета больше не может выглядеть как просто хождение на пары и поголовное списывание чужих рефератов. Система должна быть другой – похожей на сэндвич: неделя учеба – неделя работа. Или год учеба – год работа. Половина занятий должны проводиться преподавателями, половина – практиками. Знания должны быть свежими, а не из замшелых учебников и методичек.
И главное отличие, это то, что студент должен ходить в вуз не учиться, а «работать» – добывать знания, их фильтровать, создавать, конструировать, демонстрировать и обновлять. Это совсем другая парадигма знаний и их приобретения. Но именно за ней будущее. Кто перейдёт на такую систему раньше, тот будет на вес золота.
Такую систему я сейчас внедряю в передовых азиатских университетах. И при таком подходе никого не волнует сколько длятся «пары» или перемены.
Вопрос |
Эндрю 11.07.2013 |
Владимир, приветствую! Полностью согласен с Вами, что система образования не соответствует сегодняшнему времени. Но что конкретно кардинально изменилось, Вы не пишите. Кто-то из Ваших читателей, видел, написал в комментариях, что раньше в школах воспитывали работников заводов, а теперь нам нужны предприниматели. Вы согласны с этим? Уверен, Вам есть что добавить. Спасибо! Буду рад поддержать дискуссию.
Ответ |
1. Не совсем так. Школа не должна воспитывать ни рабочих, ни крестьян, ни предпринимателей. Потому что никто заранее не знает – кто кем будет. Поэтому школа должна давать не специализацию, а компетизм, чтобы при необходимости человек мог поменять и профессию, и страну, и стиль жизни. Раньше жизнь текла медленнее и можно было смиряться с одной жизненной колеёй. Теперь всё быстрее и разнообразней.
2. Школа должна на выходе давать «готовый продукт» в виде образованного, умелого и компетентного выпускника, ориентирующегося в жизненном пространстве, и стремящегося улучшить свою жизнь и жизнь вокруг себя на основе полученных навыков, умений, знаний и компетенций.
Это вполне реально.
Эта страница - и есть основа моего блога. Именно здесь вы можете задать любой вопрос на выбранную тему
(или любую другую) и получить ответ. А также посмотреть вверху на другие вопросы и ответы.